Чтение как культурная практика (модели взаимодействия с текстом, фигуры читателя в тексте)

проф. Т. Д. Венедиктова, д.ф.н.

Всякая книга учит себя читать. «Все литературные произведения несут образ читателя, для которого они созданы» (Ж.П. Сартр). Литературы различаются «не столько текстами, сколько способами чтения» (Х.Л. Борхес).Моделируя способ чтения и образ читателя, мы касаемся тайны человеческой субъективности. Ведь читаем мы на удивление по-разному: ради информации и для удовольствия, интенсивно и экстенсивно, эмпатически и критически, в рамках условностей и свободно, почтительно и сопротивляясь, сосредоточенно и рассеянно. Читаем — как знатоки-эксперты и как наивные профаны, с целью узнать себя в книге или пере-придумать, вооружась микроскопом (close reading) или сканирующим сверх-зрением компьютера (distant reading)… И так далее.

Как менялись модели чтения в истории? Как и почему одни из них признавались «правильными», другие – наоборот? Чем и насколько новы самые новые из них? Кто и как исследует социальные (а также национально-этнические, возрастные, гендерные и прочие) профили чтения? Как функционирует образ читателя в тексте и как выстраиваются отношения с ним реального читателя? Какими бывают читательские сообщества? Что вообще представляет собой читатель как невидимый (до недавних пор) герой культурной истории?

Студенты, заинтересованные в разработке этих вопросов на материале литературы или автобиографической прозы (русской или зарубежной), могут написать проф. Татьяне Дмитриевне Венедиктовой. Возможно пассивное участие в курсе (слушание), но предпочтительно – активное (самостоятельное научное творчество в режиме коллективного обсуждения).