Творческое письмо: создание повествовательных текстов

к.ф.н., преп. Артем Александрович Зубов

асп. Анна Валерьевна Швец

Письмо как деятельность – первостепенный предмет внимания филолога, идёт ли речь о письме художественном (fiction) или научном (non-fiction, academic writing). В нашем курсе мы предлагаем сфокусироваться на прикладном аспекте: приёмах создания текстов обоих типов. В конечном счёте, и нон-фикшн, и творческое письмо («фикшн») работают по одному принципу – берут начало в повествовании, рассказанной истории. Как создать захватывающую, увлекательную интригу, из которой произрастает «событие» текста? На занятиях мы будем анализировать, как рассказывают истории писатели и учёные-эссеисты, и пытаться рассказать собственную историю.

ЧТО МЫ ИЗУЧАЕМ?

В курсе освещаются

  • устойчивые приёмы и структуры, при помощи которых выстраивается повествование в тексте, как критическом, так и художественном.
  • жанровые рамки и модусы, задающие «правила письма».

КАК МЫ ЭТО ИЗУЧАЕМ?

  • в ходе курса мы читаем произведения русской и зарубежной литературы, на примере которых мы будем разбирать и отрабатывать техники письма и анализа художественного текста.
  • каждое занятие строится как практикум, с обязательным выполнением коротких творческих заданий и их последующим обсуждением,
  • в курс включены занятия-«воркшопы», на которых мы обсуждаем только тексты слушателей,
  • лекционно-теоретическая часть курса кратко и ёмко вводит в курс дела и нацелена на формулировку внятных инструкций «как писать»,
  • в курсе мы смотрим и обсуждаем фильмы, в которых раскрывается тема письма, с последующим написанием творческих и аналитических эссе,
  • формы отчётности включают обсуждение самостоятельно написанного творческого / критического текста.

ЧЕМУ МЫ УЧИМСЯ?

  • профессионально анализировать художественные и научные тексты,
  • создавать интересную интригу, вокруг которой можно смоделировать текст как событие возникновения смысла (научный и художественный) при помощи набора приёмов и стратегий,
  • работать с различными жанровыми рамками для анализа и письма,
  • воздействовать на читателя при помощи разного рода эффектов (реалистического, фантастического, ужасного).

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО ИЗУЧАТЬ?

  • для расширения контекстуального знания и развития навыков интерпретации литературного текста, что поможет вам успешно сдать экзамен по русской или зарубежной литературе, написать курсовую и диплом,
  • для развития навыков аналитического письма, что поможет вам в будущем работать редактором, копирайтером, журналистом, критиком, обозревателем,
  • для развития навыков творческого письма, что поможет вам научиться писать собственные тексты.

 

Занятия проходят по средам, в 18:00

Ссылка на Zoom: https://us02web.zoom.us/j/87419993607?pwd=RmxqcHN2OGRHMHc3MFNOdXJ4bWxWZz09″>https://us02web.zoom.us/j/87419993607?pwd=RmxqcHN2OGRHMHc3MFNOdXJ4bWxWZz09
Идентификатор конференции: 874 1999 3607
Код доступа: 521736

Расписание:

17.02, 24.02. Переход от конкретного к общему. Обсуждение новеллы Э.А. По “Падение дома Ашеров” и экранизации Ж. Эпштейна (1928) (занятия ведет А.А. Зубов)

3.03, 10.03. Переход к невозможному. Обсуждение рассказа Г.Ф. Лавкрафта “Зов Ктулху” (занятия ведет А.А. Зубов)

17.03, 14.04. Атмосфера. Обсуждение романа П. Бигля “Последний единорог” и экранизации А. Рэнкина, Ж. Басса (1982) (занятия ведет А.А. Зубов)

24.03. Обман ожиданий – 1. Обсуждение повести Г. Мелвилла “Писец Бартлби” (занятие ведет А.В. Швец)

31.03. Обман ожиданий – 2. Обсуждение рассказа А. Бирса Случай на мосту через Совиный ручей” (занятие ведет А.В. Швец)

7.04. Поиск мотивации. Обсуждение рассказа Дж.Д. Сэлинджера “Хорошо ловится рыбка-бананка” (занятие ведет А.В. Швец)

21.04. Текст как «мегаметафора». Обсуждение повести А. Кортасара “Слюни дьявола” (занятие ведет А.В. Швец)

28.04. Метод как тема. Обсуждение рассказа Ч. Мьевиля “За склонами”