Уважаемые второкурсники!
Результаты зачета по третьему разделу курса «Теория и практика коммуникации» будут опубликованы на сайте дистанционного образования вечером 26 мая.
Тем, кто получил зачет по всем трем разделам курса, зачеты будут ставиться 27 мая (понедельник) в 12:00, ауд. 9. От каждой группы подходит один человек с зачетками всех остальных.
Пересдача для тех, у кого незачет хотя бы по одному разделу, состоится 30 мая (четверг) в 12:00. Сбор у ауд. 939.
Не сдавшим первый раздел необходимо иметь с собой переделанную (или написанную заново) работу по данному разделу.
Тем, кто не сдал второй раздел, необходимо принести переделанное эссе (анализ рассказа В. Шукшина).
Во время пересдачи в устной форме будут обсуждаться следующие теоретические вопросы:
К лекции 1
Дж. Остин. Перформативные высказывания (см.: «Три способа пролить чернила» СПб 2006 сс. 263-281, http://bookre.org/reader?file=1096823&pg=263)
1. Чем, по мысли Остина, различаются констативные и перформативные высказывания? Как и почему он ставит эту оппозицию под вопрос?
Р. Серль. Что такое речевой акт
2. Чем различаются, по Серлю, регулятивные и конститутивные правила (конвенции)?
3. Как связаны, по мысли Серля, субъективное (интенциональное) и объективное (конвенциональное) значения высказывания? Как связаны пропозициональное содержание и иллокутивная функция высказывания?
К лекции 2
П. Грайс. Логика и речевое общение
4. Как различаются, по Грайсу, конвенциональные и коммуникативные импликатуры? Каковы основные свойства коммуникативных импликатур? Поясните на примере.
5. Каковы возможные виды нарушения (или действия в обход) постулатов речевого сотрудничества? Приведите два примера эксплуатации постулата (другие, чем у Грайса) и прокомментируйте их (как это делает Грайс).
К лекции 3
М. Бахтин. Проблема речевых жанров
6. Поясните мысль Бахтина: «Если бы речевых жанров не существовало и мы не владели бы ими, речевое общение было бы почти невозможно». Почему — «невозможно»? И почему — «почти»?
7. Как (и с какой целью) Бахтин предлагает различать предложение и высказывание?
8. Какие типические формы обращенности высказывания (типические концепции адресата) выделяет Бахтин?
9. Что такое, по Бахтину, жанровая экспрессия и как она формируется?
К лекции 4
Л. Альтюссер Об идеологии (фрагмент статьи «Идеология и идеологические аппараты государства»)
10. Раскройте тезис Л. Альтюссера: идеология обращается к индивидуумам, чтобы посредством обращения (l’interpellation) преобразовать их в субъектов (или — на выбор — его же: «Существование идеологии и обращение к индивидуумам как к субъектам — одно и то же»).
М. Фуко. Порядок дискурса
11. Какие процедуры и принципы упорядочения дискурса рассматривает Фуко? Приведите два (своих) примера так или иначе упорядоченных дискурсов и прокомментируйте их.
К лекции 5
С. Холл. Вопрос культурной идентичности
12. Раскройте тезис С. Холла: «идентичность структурирована подобно языку». Приведите пример дискурсивного конструирования конкретной идентичности.
К лекции 6
М. Фуко. Что такое автор
13. В чем состоят, по Фуко, четыре основные характеристики авторской функции? Как выглядела бы культура в отсутствие авторской функции?
Р. Шартье. Читатель в постоянно меняющемся мире
14. Как меняются роли автора и читателя с переходом письменной культуры в электронный формат?