Зачет по общему курсу

Уважаемые второкурсники!

Результаты зачета по третьему разделу курса «Теория и практика коммуникации» будут опубликованы на сайте дистанционного образования вечером 26 мая.

Тем, кто получил зачет по всем трем разделам курса, зачеты будут ставиться 27 мая (понедельник) в 12:00, ауд. 9. От каждой группы подходит один человек с зачетками всех остальных.

Пересдача для тех, у кого незачет хотя бы по одному разделу, состоится 30 мая (четверг) в 12:00. Сбор у ауд. 939.

Не сдавшим первый раздел необходимо иметь с собой переделанную (или написанную заново) работу по данному разделу.

Тем, кто не сдал второй раздел, необходимо принести переделанное эссе (анализ рассказа В. Шукшина).

Во время пересдачи в устной форме будут обсуждаться следующие теоретические вопросы:

К лекции 1

Дж. Остин. Перформативные высказывания (см.: «Три способа пролить чернила» СПб 2006 сс. 263-281, http://bookre.org/reader?file=1096823&pg=263)

1. Чем, по мысли Остина, различаются констативные и перформативные высказывания? Как и почему он ставит эту оппозицию под вопрос?

Р. Серль. Что такое речевой акт

2. Чем различаются, по Серлю, регулятивные и конститутивные правила (конвенции)?

3. Как связаны, по мысли Серля, субъективное (интенциональное) и объективное (конвенциональное) значения высказывания? Как связаны пропозициональное содержание и иллокутивная функция высказывания?

К лекции 2

П. Грайс. Логика и речевое общение

4. Как различаются, по Грайсу, конвенциональные и коммуникативные импликатуры? Каковы основные свойства коммуникативных импликатур? Поясните на примере.

5. Каковы возможные виды нарушения (или действия в обход) постулатов речевого сотрудничества? Приведите два примера эксплуатации постулата (другие, чем у Грайса) и прокомментируйте их (как это делает Грайс).

К лекции 3

М. Бахтин. Проблема речевых жанров

6. Поясните мысль Бахтина: «Если бы речевых жанров не существовало и мы не владели бы ими,… речевое общение было бы почти невозможно». Почему — «невозможно»? И почему — «почти»?

7. Как (и с какой целью) Бахтин предлагает различать предложение и высказывание?

8. Какие типические формы обращенности высказывания (типические концепции адресата) выделяет Бахтин?

9. Что такое, по Бахтину, жанровая экспрессия и как она формируется?

К лекции 4

Л. Альтюссер Об идеологии (фрагмент статьи «Идеология и идеологические аппараты государства»)

10. Раскройте тезис Л. Альтюссера: идеология обращается к индивидуумам, чтобы посредством “обращения” (l’interpellation) “преобразовать их в субъектов” (или — на выбор — его же: «Существование идеологии и обращение к индивидуумам как к субъектам — одно и то же»).

М. Фуко. Порядок дискурса

11. Какие процедуры и принципы упорядочения дискурса рассматривает Фуко? Приведите два (своих) примера так или иначе упорядоченных дискурсов и прокомментируйте их.

К лекции 5

С. Холл. Вопрос культурной идентичности

12. Раскройте тезис С. Холла: «идентичность структурирована подобно языку». Приведите пример дискурсивного конструирования конкретной идентичности.

К лекции 6

М. Фуко. Что такое автор

13. В чем состоят, по Фуко, четыре основные характеристики авторской функции? Как выглядела бы культура в отсутствие авторской функции?

Р. Шартье. Читатель в постоянно меняющемся мире

14. Как меняются роли автора и читателя с переходом письменной культуры в электронный формат?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *