Летняя школа-2015: программа

XVIII Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа

Великие книги и школы критического чтения

(МГУ им. М.В. Ломоносова 23-27 июня 2015)

 

Места проведения занятий и дискуссий: 

Шуваловский корпус МГУ, ауд. А-518; 24 июня – Ломоносовский корпус МГУ, конференцзал; 27 июня – Государственный музей А.С. Пушкина

 

День 1. Классика: социальные и институциональные контексты. 

Тема дня. Классика не «происходит» сама собой, – это функция культурных (в частности, образовательных) институтов общества. Как устроен процесс «каноно-строительства»?  

10.00 Открытие летней школы

10.30-11.30 Майкл Холквист (Йельский/Колумбийский университет) Кем и как создаются каноны «великих книг»?

12.00-13.30 Гасан Гусейнов (НИУ-ВШЭ) Классическая филология в российской образовательной среде. 

14.30-16.00 Ирина Савельева (НИУ-ВШЭ) Классика как ресурс академической корпоративной памяти. 

16.30-18.00 Питер Стайнер (Университет Пенсильвании) Классика в становлении: «интернационализация» наследия русского формализма. 

 

День 2. Национальная классика в век транс-национализма. 

Тема дня. Национальная политика как фактор «изобретения» литературной традиции и формирования стратегии гуманитарного образования. Ситуация в российском образовании: между необходимостью сбережения наследства и необходимостью соответствовать актуальным вызовам глобализации.

10.00-11.30 Майкл Холквист Как складывалась и какую роль играла национальная доминанта в литературной культуре.

12.00-13.30 Джеймс Верч (Университет Вашингтона, Сент-Луис) Нации и их/наши нарративные привычки: теория и актуальные исследовательские практики 

14.30-16.30 Дискуссия. Национальная классика в школе: борьба за литературный канон в России 2000х годов. 

Учитель: хранитель или творец литературного канона? Ученик: обязанность понимания или право личной интерпретации? 

Участвуют: Михаил Павловец (НИУ-ВШЭ), Светлана Красовская (издательство «Просвещение»), Михаил Голубков (МГУ), Елена Пенская (НИУ-ВШЭ), Леонид Клейн (РАНХ и ГС), Б. Менцель (Университет Майнца).

17.00 Просмотр фильма «Девушка в белом пальто» (2011, Канада).  Дискуссия о проблемах киноадаптации.

Фильм канадского режиссера Д. Васика по мотивам повести Н.В. Гоголя “Шинель” (премьера в Российской Федерации).

 

День 3. Старые и новые воплощения «всемирной литературы». Проблемы перевода и практики чтения. 

Тема дня. Как разрешается – в разных культурных традициях и контекстах – напряжение между национальным и глобальным производством/потреблением культурного текста? Перевод и педагогика чтения как сферы формирования транс-культурной и транс-дисциплинарной грамотности.

10.00-11.30 Майкл Холквист  Возможна ли «мировая литература»?

12.00-13.30 Александра Борисенко (МГУ), Александр Ливергант (журнал «Иностранная литература») «Всемирная»/ «интернациональная»/ «иностранная» литература: просветительские и медийные проекты в России ХХ века. 

14.30-15.30 Биргит Менцель (Университет Гутенберга, Майнц) Пере-перевод великих книг: коллизия вокруг «Бесов» Достоевского по-английски и по-немецки».

16.00-18.00 Дискуссия. Уроки чтения в высшей школе. 

Возможности преподавания «пристального чтения», «медленного чтения», «критического чтения» в гуманитарной (и негуманитарной?) аудитории. Педагогики чтения в аспекте освоения транс-культурной и транс-дисциплинарной грамотности.

Участвуют: Евгений Миронов (РАНХ и ГС), Алексей Козырев (МГУ), Галина Сорина (МГУ), Анна Костикова (МГУ)

  

День 4.  Новые технологии как фактор реформирования литературного канона.

Тема дня. Роль электронных технологий в обновлении режимов трансляции культурного/литературного наследства. Уроки «великих книг» для поколений интернета.

10.00-11.30 Майкл Холквист Роль новых технологий в становлении глобального канона.

12.00-14.00 Дискуссия. Культуры чтения и смотрения: медийный перевод в глобальном измерении. 

Какую роль может играть киноискусство (в частности, киноадаптация) в контексте филологического образования?

Участвуют: Диана Немец-Игнашева (Карлтон колледж/МГУ), Ирина Каспэ (НИУ-ВШЭ), Полина Рыбина (МГУ) и др.  

15.00-16.30 Любовь Борусяк  (НИУ-ВШЭ) Как и что читает молодежь в России («ВКонтакте» как зеркало читающей аудитории).

17.00-18.00  Сетевой проект «Открытая Утопия»: к 500-летию «Утопии» Томаса Мора. Видеоконференция с автором проекта Стивеном Данкомбом (Нью-Йоркский университет)

 

День 5. 

Круглый стол 

12.00 -14.00 Курс всемирной литературы как проблема и возможность. 

Тема дня. Как преподавать «всемирность» в контексте все усложняющихся культурных взаимосвязей местного и глобального? Учебные курсы «мировой»/ «зарубежной»/ «сравнительной» литературы и культуры как область методологического поиска и педагогического эксперимента.  

Участвуют: Игорь Шайтанов (РГГУ), Владимир Плунгян (МГУ),  Дэвид Дэмрош (Гарвардский университет), Кирилл Корчагин («Новое литературное обозрение») и др. 

15.00-16.30 Продолжение круглого стола. Закрытие школы.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *