КРУГЛЫЙ СТОЛ “ПОЛИФОНИЯ БОЛЬШОГО ГОРОДА – 9”: РОЛЬ, МЕСТО И ЗАДАЧИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Кафедра общей теории словесности

Московская международная академия

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ПОЛИФОНИЯ БОЛЬШОГО ГОРОДА – 9:

РОЛЬ, МЕСТО И ЗАДАЧИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ДАТА И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 24.04.2019 (среда), 17.30.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МГУ, филологический факультет.

Уважаемые коллеги!

Кафедра общей теории словесности (теории дискурса и коммуникации) филологического факультета МГУ и Московская международная академия проводят 24 апреля 2019 года круглый стол «Полифония большого города – 9: роль, место и задачи высшего образования в современном мире», который проводится в рамках проекта «Полифония большого города» и посвящен вопросам, обсуждение которых было начато на конференции «Полифония большого города – 9», проходившей в декабре 2018 года.

Мы продолжаем начатый в 2010 году разговор о проблемах, с которыми сталкивается житель современного большого города, методах их изучения и перспективах их решения.

В фокусе нашего внимания сегодня находятся проблемы формирования / сохранения культурной идентичности в современном большом городе и в глобальном мире. Мы предлагаем продолжить обсуждение следующего круга вопросов:

> кого готовит высшая школа: специалиста или профессионального потребителя;

> унификация национальных систем высшей школы: формирование «человека мира» или «усредненного человека»;

> культурные особенности (высшего) образования в условиях кризиса национальных государств: жизненная необходимость или пережиток прошлого;

> учет культурного компонента в высшем образовании в эпоху глобализационных вызовов: аргументы «за» и «против»;

> на каком языке должно вестись высшее образование: какие компетенции мы формируем.

В круглом столе примут участие как ведущие специалисты, так и начинающие исследователи в области изучения языка, культуры, лингвокультуры, дискурса, медиалогиии и проч., представители ведущих университетов страны и академических институтов.

Убедительная просьба к коллегам не из МГУ!

Пришлите, пожалуйста, до 14 апреля заявку на участие в круглом столе:

это необходимо для оформления пропуска в здание МГУ.

E-mail:

philol.discours@gmail.com (кафедра общей теории словесности)

zakharenk.irina@yandex.ru (Ирина Владимировна Захаренко)

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Жанры научного дискурса – 4»

НИР «Полифония большого города в современном мире»,

НИР «Теоретические основы и методика обучения иностранным языкам для специальных целей в системе университетского образования»,

кафедра общей теории словесности филологического факультета

МГУ имени М.В. Ломоносова

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«Жанры научного дискурса – 4»

ТЕМА СЕМИНАРА:

АCADEMIC GENRES IN COMMUNICATION

ДАТА И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 24.04.2019 (среда), 16.00.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МГУ, филологический факультет.

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего ежегодного метод-семинара, посвященного особенностям различных жанров академического дискурса.

Темы, которые будут рассмотрены в рамках семинара в этом году:

> Лингвостилистические и лингвокультурные особенности научных аннота-ций на русском и английском языках (докладчики: Д.О. Немец-Игнашева, О.А. Ксензенко).

> Жанр презентации в научной и деловой коммуникации (докладчик: Ю.И. Погребенко).

> Также в программе семинара: презентация обучающих материалов Cambridge University Press (ведущий презентации: представитель издатель-ства Cambridge University Press).

Убедительная просьба к коллегам не из МГУ!

Пришлите, пожалуйста, до 14 апреля заявку на участие в круглом столе (philol.discours@gmail.com):

это необходимо для оформления пропуска в здание МГУ.

29 марта 2019 г. Дискуссия «Архитектура языка и язык архитектуры» в МАРХИ

29 марта 2019 года в 19.00 в Красном зале Московского архитектурного института (государственной академии) состоится взаимное интервью писателя и культуролога Владимира Елистратова (МГУ) и архитектора Юрия Григоряна («Меганом») «Архитектура языка и язык архитектуры».

Мероприятие организовано МАРХИ совместно с исследовательским и образовательным проектом «Аудитория»  архитектурного бюро «Меганом». В ходе беседы гости зададут друг другу по пять вопросов на обозначенную в названии тему, а затем будут отвечать на вопросы из зала. Дискуссия обещает быть увлекательной и интересной, поскольку затрагивает общекультурные процессы, происходящие в обществе.

Круглый стол “Поэтика писателя vs поэтика режиссёра: киноадаптации текстов М. Пруста”

До 1 апреля продолжается подача заявок на участие в круглом столе “Поэтика писателя vs поэтика режиссёра: киноадаптации текстов М. Пруста”, который состоится 25 апреля 2019 года. Дискуссию открывает д. ф. н. С. Л. Фокин (Санкт-Петербургский государственный экономический университет) с докладом “Марсель Пруст в кадре: фильм как перевод”. Заявки просьба присылать П. Ю. Рыбиной rybina_polina@mail.ru

 

Темы дипломных работ в 2018/2019 учебном году

Магистратура

  1. Вахрамеева Екатерина (маг.) / д.ф.н. Венедиктова Т.Д.

«Ребенок-герой» как метафора в советской гражданской лирике 1920–30-х гг.

The Child-Hero as Mixed Metaphor in Soviet Civic Poetry of 1920-30s.

 

Бакалавриат

1. Абзяппярова Диляра / к.ф.н. Рыбина П.Ю.

Наррация в кинотекстах С. Брекиджа

Narration in the Films of S. Brakhage

2. Хворостова Мария / к.ф.н. Рыбина П.Ю.

Репрезентация пространства в кинотексте (на материале сериала «Твин Пикс»)

The Function of Space in D. Lynch’s Twin Peaks

3. Куракина Елизавета / д.ф.н. Гудков Д.Б.

Интернет-мем как новая форма сетевой коммуникации

The Internete meme as a new form of electronic comunication

4. Николаева Маргарита / к.ф.н. Рыбина П.Ю.

Адаптация жанра «роуд-муви» (road movie) в творчестве А. Балабанова

The Adaptation of the Road Movie Genre in the Films of A. Balabanov

5. Подошвина Алена / к.ф.н. Рыбина П.Ю.

Репрезентация личной памяти в современных датских кинотекстах (на материале фильмов «Аллегро» К. Боэ и «История чужой любви» У. Борнедаля)

The Representation of the Personal Memory in Contemporary Danish Films

6. Душеманова Диана / к.ф.н. Рыбина П.Ю.

Нарратив о Франкенштейне в массовой кинокультуре

The Frankenstein Narrative in Contemporary Film Culture

7. Попович Елизавета / к.ф.н. Рыбина П.Ю.

Функция театрального пространства в киноадаптациях «Анны Карениной» (на материале фильмов А. Зархи и Дж. Райта)

The Role of the Theatre Space in the Film Adaptations of Anna Karenina

8. Алехно Маргарита / к.ф.н. Логутов А.В.

Музыкальный альбом как синтетический полимодальный текст (на примере альбома Thick As A Brick группы  Jethro Tull)

The conceptual album as synthetic text (case of “Thick As a Brick” by Jethro Tull)

9. Леонова Елизавета / д.ф.н. Красных В.В.

Функционирование стереотипа “цыган / cigány / romi” в русской, венгерской и хорватской лингвокультурах (на материале русского, венгерского и хорватского национальных корпусов)

Stereotype “tsygan / cigány / romi” Functioning in Russian, Hungarian and Croatian Linguocultures (on the Material of Russian, Hungarian and Croatian Naional Corpuses)

10. Матюха Валерия / PhD Немец-Игнашева Д.О.

Стратегии адаптации литературного текста в творчестве А. Балабанова («Счастливые дни», «Груз 200»)  Strategies for the Adapton of Literary Texts in the Films of A. Balabanov:  Shchastlivye dni  and Gruz 200

11. Рогожин Дмитрий / к.ф.н. Борисенко А.Л.

Бытование книг о Гарри Поттере в русскоязычной и украинской среде

Harry Potter books by J. K. Rowling in Russian-speaking and Ukrainian-speaking environments

12. Горева Екатерина / к.ф.н. Логутов А.В.

Лирическое и политическое в песенных текстах (на материале творчества музыкального коллектива U2)

The political and the lyrical in song lyrics (case of U2)

Прием заявок на конференцию “Canon? Practice? Commodity? The past, present and future of the literary anthology”, 14-15 июня 2019 г.

Лондонский университет королевы Марии принимает заявки на участие в конференции “Canon? Practice? Commodity? The past, present and future of the literary anthology”, которая пройдет 14-15 июня 2019 г.

Canon? Practice? Commodity?

The past, present and future of the literary anthology

 

A Major International Conference 14th-15th June 2019

Queen Mary, University of London

 

Department of Comparative Literature

School of Languages, Linguistics and Film

Confirmed keynote speakers

Prof. Martin Puchner, Harvard University

Prof. Karen Kilcup, The University of North Carolina at Greensboro

Prof. Tom Mole, The University of Edinburgh

 

The power of the anthology as an instrument of knowledge production has long been recognised, and, since the 1980s, the genre has been problematised and contested both within specific instantiations and in scholarly research which takes the anthology as its subject. The anthology as such, however, has yet to be fully theorised, and this conference aims to move toward a more comprehensive conceptualisation of its forms, functions and cultural dynamics.

Whilst there has been much theorisation of the archive and the canon, for example in the work of Derrida, Foucault, and Guillory, the relationship of the anthology to these concepts still needs to be explored. Is the anthology a conceptual framework that defines its own truth criteria (Foucault 1972)? Is anthologising a hermeneutical tradition, carried out by those who have ‘the power to interpret the archives’ (Derrida 1995:10)? Are all anthologies ‘judgements with canonical force’ circumscribed by an institutional location (Guillory 1993: 29)? Or are the ‘so-called canon wars of the 1980s and 1990s’ a thing of the past (Baym 2012: xxvii)?

As well as probing what these ideas can tell us about the anthology, and vice versa, we also need to consider new approaches. At a time when there is increasing pressure on the Humanities to account for itself, this conference seeks to intervene in the broader discourse of literary studies. If anthologising is an activity which defines and validates the categories that are the object of the humanist gaze, can and/or should it be viewed as an act of composition, an instructive exemplar of the processes Latour outlines as common to the humanities and sciences (Latour 2010)? Along these lines, can the anthology be read as an example of curation, of the kind Felski recommends as a primary activity for the humanities today (Felski 2014)?

The anthology is still very much a live issue on the broader cultural scene, reflected in recent political debates about representation and inclusion, not least the boycott prompted by the exclusion of women writers from the 2017Cambridge Companion to Irish Poets and the furore over Helen Vendler’s critique of the ‘Multicultural inclusiveness’ of Rita Dove’s 2011 Penguin Anthology of Twentieth-Century American Poetry. This renewed attention to anthologising speaks of the urgent need for a more thoroughgoing reflection, the stakes of which are being increasingly raised in the context of ever more global methods of distribution.

A re-evaluation of the anthology is particularly pressing in the light of a number of significant developments in literary studies and the literary field more broadly. As a codex technology, the anthology is coming under pressure from the extension of digitization and the growing accessibility of literary texts online. Because ready availability can also be experienced as overwhelming proliferation, it is not yet clear whether this pressure will destroy, reinvigorate and/or reconfigure the genre. Online platforms present interesting challenges and possibilities for the future of anthologising.

Moreover, advances in Digital Humanities techniques have created a new set of affordances which particularly suit the study of the anthology, presenting as it does both a vast potential dataset amenable to statistical analysis and visualisation and a highly visible paratextual apparatus circumscribed by a narrow set of formal conventions. These technologies mean that the anthology is more available as a significant object for our attention, whether close or distant.

Finally, the surge in the commercialisation of education and the spread of large providers of education services and products with global ambitions has implications for the anthology in its impact on the selection and dissemination of literary texts for the university module or school curriculum. The expansion of service providers who are also publishers, the increasing emphasis on the education market and on students as consumers, and the necessity to follow economies of scale, will inevitably shape the anthologies to come.

We welcome contributions in the form of 90-minute panel proposals or individual submissions for 20-minute papers from scholars at all stages of their careers who have work to present on anthologies or on the anthology genre, historical or current, in any language, and from any national context or geographical region.

 

Topics may include, but are not limited to:

The archive (Foucault, Derrida)

  • Knowledge and power
  • Anthologies generating and controlling discourse
  • Anthologising as colonisation
  • Anthologies defining territories: time, space and ideas

The canon, inclusion and exclusion (Guillory)

  • Canon formation
  • Alternative anthologies
  • Recovery anthologies
  • Linguistic, national or geographically defined parameters
  • Periodisation
  • Genre
  • The anthology and the literary movement

Print culture (Chartier; Genette)

  • The history of anthologising – from the commonplace book to the online anthology
  • Anthology in/as network
  • Readership and publication
  • The paratext

Value

  • Legitimacy and reputation
  • Pedagogy
  • Taste formation

Anthologies now

  • Anthologising as composition/curation
  • Managing proliferation in the digital age
  • The death of the codex anthology?
  • The role of the anthology in the global education market
  • Digital approaches to anthologies and other new methodologies
  • Anthologies and translation
  • Anthologies and globalisation: whose ‘world literature’?

 

How to submit

Abstracts for papers, whether for individual submissions or as part of a panel proposal, should be no more than 250 words, each accompanied by a short (100-word) bio.

Deadline for proposals: 15th March 2019

All proposals should be submitted at https://www.cfplist.com/CFP/18117

Decisions on proposals will be communicated by 31st March.

Attendance and fees

The conference is open to anyone, in any discipline, working on anthologies.

Prices for the conference, including reduced rates for postgraduate students, and details of how to pay, will appear shortly.

Принимаются заявки на участие в XXII Фулбрайтовской гуманитарной летней школе

XXII Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа

МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ-ВШЭ

Национальная классика и глобальный транзит: новые задачи литературного образования

24-26 июня 2019

Классика – наиболее ценная и престижная часть любой национальной культурной традиции, ее лучший вклад в культуру мировую. Последняя все реже воспринимается сегодня как вневременная абстракция, все чаще – как многоголосый ансамбль, (ре)формирующийся у нас на глазах и с нашим участием. В новых контекстах классические тексты и читаются по-новому, и приобретают не свойственную им прежде мобильность – это многократно доказано историей. В то же время социологические исследования говорят: классику шире и активнее всего осваивают молодые читатели – не только в составе обязательных школьных программ, но и в порядке сознательной инвестиции в собственный культурный и социальный рост. Из книг старых и новых формируется глобальный репертуар чтения (а также смотрения и слушания), к которому молодежь куда более чутка, чем поколение их родителей.

Предмет обсуждения в рамках XXII Фулбрайтовской гуманитарной летней школы – путешествия  классических текстов в границах и через границы культуры. Путешествия эти осуществляются посредством переводов, адаптаций, интертекстуальных связей, по разным социальным каналам, как образовательным, так и коммерческим. При этом неизбежно множится число трактовок и версий, от академических до масс-медийных, от приспособленных к культурному «мейнстриму» до экспериментальных. Что сохраняется в исходном тексте, а что и почему трансформируется или теряется? Зависимы ли траектории движения текстов от их собственных свойств, или от состава читательских аудиторий, или от политической конъюнктуры, факторов рынка, государственной и частной благотворительности? В какой мере классический канон определяется филологами, профессионалами от литературы, в какой – «простыми читателями»? о чем говорят выборы и предпочтения тех и других?

В отсутствие в этой области обобщающей теории стоит сосредоточиться на конкретных кейсах – на путешествиях, осуществляемых в культурном пространстве теми классиками XIX столетия, чей юбилей приходится на 2019 или близкие к нему годы (Иван Тургенев, Джордж Элиот, Уолт Уитмен, Герман Мелвилл…). На этих и других примерах мы обсудим разнообразные, порой неожиданные формы присутствия русских классиков в актуальном культурном ландшафте Европы и США, английских и американских классиков – в горизонте восприятия сегодняшнего российского читателя.

Обсуждению открываются следующие вопросы:

  • Как воспринимается «чужая» классика в школьно-университетской среде и за ее пределами, – читателями разных поколений и, прежде всего, молодежью?
  • Каковы критерии успешности кросс-культурного трансфера? Какие риски, заодно с новыми возможностями, возникают по ходу?
  • Вооружает ли современное литературное образование базовыми компетенциями, обеспечивающими понимание тех метаморфоз, которым «родная» классика подвергается в сети глобальных медиа или, по крайней мере, чуткость к этим метаморфозам?
  • Как в условиях культурной и литературной глобализации соотносятся «пристальное» чтение и чтение «дальнее» (сканирующее), а также качественные и количественные методы исследования литературы? Какие режимы междисциплинарного сотрудничества становятся актуальны?
  • Какие задачи встают в этой связи перед учителями и университетскими преподавателями, программами их подготовки и переподготовки? Как планировать образовательные программы, которые учитывали бы культурное разнообразие и несоизмеримость культурных различий, распространяли навык их тактичного и ответственного обсуждения?

 

Работа летней школы будет организована как серия дискуссий (круглых столов). Рабочие языки – русский и английский. По результатам участия в школе выдается сертификат о повышении квалификации.

Преподаватели вузов и аспиранты, желающие участвовать (на конкурсной основе) в работе ХXII Фулбрайтовской гуманитарной летней школы, могут присылать заявки по адресу philol.discours@gmail.com (с пометкой «Летняя школа-2019») до 10 мая 2019 года.

Форма заявки

С вопросами можно обращаться к координатору школы к.ф.н. Калининой Екатерине Анатольевне kalininakatia@gmail.com.

 

12 марта 2019 г. Афрофутуризм: воображение альтернативных будущих

12 марта 2019 года в Российской государственной библиотеке для молодежи преподаватель кафедры общей теории словесности к.ф.н. Артем Зубов прочитает лекцию “Афрофутуризм: воображение альтернативных будущих”.

Начало в 19:15

Подробности на сайте библиотеки.