Кафедра общей теории словесности

 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КУРСЫ И СЕМИНАРЫ

КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СЛОВЕСНОСТИ
НА ОСЕННИЙ СЕМЕСТР 2017/2018 УЧЕБНОГО ГОДА


 

с/к, с/с «Чтение как культурная практика (модели взаимодействия с текстом, фигуры читателя в тексте)»
проф. Т. Д. Венедиктова, д.ф.н.

Всякая книга учит себя читать. «Все литературные произведения несут образ читателя, для которого они
созданы» (Ж.П. Сартр). Литературы различаются «не столько текстами, сколько способами чтения» (Х.Л.
Борхес).Моделируя способ чтения и образ читателя, мы касаемся тайны человеческой субъективности.
Ведь читаем мы на удивление по-разному: ради информации и для удовольствия, интенсивно и
экстенсивно, эмпатически и критически, в рамках условностей и свободно, почтительно и сопротивляясь,
сосредоточенно и рассеянно. Читаем - как знатоки-эксперты и как наивные профаны, с целью узнать себя
в книге или пере-придумать, вооружась микроскопом (close reading) или сканирующим сверх-зрением
компьютера (distant reading)… И так далее.
Как менялись модели чтения в истории? Как и почему одни из них признавались «правильными», другие –
наоборот? Чем и насколько новы самые новые из них? Кто и как исследует социальные (а также
национально-этнические, возрастные, гендерные и прочие) профили чтения? Как функционирует образ
читателя в тексте и как выстраиваются отношения с ним реального читателя? Какими бывают читательские
сообщества? Что вообще представляет собой читатель как невидимый (до недавних пор) герой культурной
истории?
Студенты, заинтересованные в разработке этих вопросов на материале литературы или
автобиографической прозы (русской или зарубежной), могут написать проф. Татьяне Дмитриевне
Венедиктовой. Возможно пассивное участие в курсе (слушание), но предпочтительно – активное
(самостоятельное научное творчество в режиме коллективного обсуждения). Идеи и предложения
обращать по адресу This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. .



с/к «Основы психолингвистики»
проф. В. В. Красных, д.ф.н.

Задачи курса:

- дать слушателям представление о наиболее значимых и наиболее интересных направлениях, школах, теориях,
работах, которые оказали огромное влияние на становление психолингвистики, предопределили ее
сегодняшнее лицо и отражают основные взгляды психолингвистов прошлого и настоящего;
- познакомить слушателей с наиболее известными исследователями, их идеями и трудами;
- очертить круг наиболее актуальных проблем, стоящих сегодня перед современной наукой;
- показать некоторые возможные пути их осмысления и решения;
- подготовить слушателей к следующему курсу – «Психолингвистика текста».

Длительность курса — 1 семестр.


с/к «Этнопсихолингвистика»
проф. В. В. Красных, д.ф.н.

Задачи курса:

- ознакомить слушателей с концептуальными основами этнопсихолингвистики как современной комплексной
дисциплины интегративного характера;
- сформировать базовые представления о Homo Loquens (человеке говорящем) как основном субъекте языка,
культуры, коммуникации;
- сформировать базовые представления о том, что является универсальным и культурно-специфическим в
коммуникации;
- сформировать базовые представления об этнопсихолингвистической детерминированности языкового
сознания, речевой деятельности, коммуникации;
- дать инструментарий, позволяющий выявлять конфликтогенные зоны коммуникации через анализ
универсальных и культурно-специфических черт речевого и — шире — коммуникативного поведения
участников общения;
-и тем самым способствовать воспитанию навыков культуры взаимодействия в условиях межкультурной
коммуникации и культурно-языковой полифонии.
-Длительность курса — 1 семестр.
Расписание:


с/с «Национальный дискурс и языковое сознание»
проф. В. В. Красных, д.ф.н.

Задачи семинара:
- ознакомить с взглядами наиболее известных лингвистов, психолингвистов, лингвокультурологов,
культурологов и под. на проблему соотношения, взаимодействия и взаимосвязи языка, сознания, культуры,
коммуникации, а также с наиболее значимыми трудами в этой области;
- научить читать и обсуждать научную литературу, посвященную данной проблематике, а также принимать
участие в научных дискуссиях, формулировать и аргументировать свою позицию;
- научить проводить собственное научное изыскание по самостоятельно выбранной теме в рамках
обозначенного круга проблем;
- научить писать тексты научного характера; в том числе научить ясно формулировать свои мысли, излагать свои
взгляды в письменной форме, четко структурировать текст и т. Д.
Длительность работы семинара — 2 семестра.


с/к «Культурно-языковая модель мира»
ст. преп. И. В. Захаренко

Предметом данного курса является изучение национально-культурной специфики языкового сознания, речевой
деятельности в свете лингво-когнитивного и лингвокультурологического подходов, позволяющих выявить
способы, которыми язык воплощает в своих единицах, хранит и транслирует культуру. В фокусе рассмотрения – структурирование фрагментов национальной языковой картины мира посредством сложной многослойной
архитектоники знаний, образов, представлений, а именно, рассмотрение того, каким образом информация о
специфическом национальном восприятии мира, межличностных, социально-групповых отношениях,
осознании своего «Я», самоидентификации человека в мире «фиксируется» в языке и проявляется в дискурсе. В ходе занятий обсуждаются темы: лингвокультурологический и лингво-когнитивный подходы к коммуникации; роль метафоризации в описании национально-культурной компоненты дискурса; тело человека как источник познания и осмысления мира; архетипическая оппозиция «свой-чужой» в пространственном коде культуры; представление о временном континууме, отношение человека ко времени; «наивная» философия природы и ее отображение в языке; биоморфный и предметный коды культуры в моделировании действительности и др.

Длительность курса — 2 семестра.


с/с «Язык и культура: описание, реконструкция, интерпретация»
ст. преп. И. В. Захаренко

Спецсеминар посвящен исследованию русского культурного пространства, национально-культурной специфики
языкового сознания, проблемам взаимодействия языка и культуры; рассмотрению механизмов интерпретации
образной составляющей языковых единиц как носителей ценностных установок культуры, которые проявляются в речевой деятельности, в текстах разных типов (разговорном обиходе, политической риторике, массовой литературе, рекламе и др.).
Длительность курса — 2 семестра.


с/к «Основы лингвокультурологии»
ст. преп. И. В. Захаренко

Целью курса является ознакомление слушателей с основами лингвокультурологии как современной
комплексной науки, изучающей живую связь языка и культуры.
В ходе курса рассматриваются история становления лингвокультурологии, предпосылки ее возникновения в
научных концепциях представителей разных наук (филологии, культурантропологии, культурно-исторической
этнопсихологии и др.), объект, предмет, цели и основные постулаты данной науки; обсуждаются ее
основополагающие понятия: культурное пространство как «ментальная» сфера культуры, культурная
коннотация, культурно-языковая компетенция, коды культуры, языковая картина мира, образ мира, основные
единицы лингвокультуры, их эталонные и символьные «функции» и др.; предлагаются основные принципы
лингвокультурологического анализа.
Длительность курса – 1 семестр.

 

с/к «Британская детская литература XIX-XX века: концепции, жанры, русские переводы»
доцент А. Л. Борисенко, к.ф.н.

Спецкурс ставит перед собой задачу показать, как шло развитие детской литературы а Великобритании и
как оно отражалось в русской, а позже Советской литературе. Предполагается, что студенты будут
проводить небольшие самостоятельные исследования и работать с текстами на английском и русском
языках.
Длительность курса — 1 семестр.

с/к «Теория медиа»
доцент С. А. Ромашко, к.ф.н.

Слово «медийный» всё более активно входит в наш обиход, и это не удивительно: различные средства
передачи и хранения информации (а именно они попадают под категорию медиа) играют всё более
важную роль во всех областях жизни, разрастаясь в самостоятельную мультимедийную реальность.
Филологу важно понять, почему и как медийная сфера влияет на конечный результат коммуникации и что
стоит за провокативным лозунгом «The medium is the message» М. Маклюэна. Слушателям курса
предстоит убедиться, что вся история культуры может быть рассмотрена через призму медийности, а
также узнать, почему не существует «непосредственного общения» и почему «коммуникация»,
«информация» и некоторые другие часто употребляемые слова на самом деле значат не совсем то, что
обычно относительно них полагают.

с/с «Теория и практика медиа»
доцент С. А. Ромашко, к.ф.н.

В центре спецсеминара — обсуждения вопроса, почему филологу необходимо учитывать медийную
составляющую процесса коммуникации, почему без культуры аудиовизуального восприятия — умения
«видеть» и «слышать» — не может быть полноценного чтения и понимания. В ходе дискуссии будет
использован разнообразный материал традиционной (письменность, живопись, театр) и современной
(кино и телевидение, видеоарт, мобильная техника связи) культуры общения, рассмотрены различные
«стыки» речевой реальности, литературы с медийностью: что такое «медийное событие», почему
литература в эпоху интернета не может оставаться такой же, как была раньше и др. Семинар предполагает
активную работу участников как в теоретических дискуссиях, так и в творческих проектах.

с/к «Анализ песенного текста»
доцент А. В. Логутов, к.ф.н.

Песенный тест — пример полимодального, «креолизованного» текста, требующего от аналитика
повышенной внимательности и знаний, выходящих за пределы привычных филологических компетенций.
Отечественные и зарубежные исследователи предлагали использовать при анализе песенной лирики
приемы, позаимствованные из классического литературоведения, дискурсологии, медиалогии,
музыкальной теории и теории кино. Целью спецкурса является ознакомление с основными подходами, а
также применение их на практике. Материал для анализа будет представлен широким диапазоном
текстов: от оперных либретто до лирики современной поп-музыки. Для участия в работе спецкурса
желательно умение читать по-английски.
Организационная встреча состоится 12 сентября в 14:30 у кафедры.

с/с «Фотография в художественном тексте: аналитический практикум»
к.ф.н., ст. преп. Е. А. Калинина

Внимание писателей привлечено к фотографии уже с момента ее возникновения. Для литературы этот тип
медиа связан с многочисленными загадками: фотографический образ никогда не теряет своей
"восхитительной странности". В одно и то же время это - знак присутствия и отсутствия, реальности и
призрачности, смерти и бессмертия. Фотографический снимок - проводник в пространство памяти и
источник "метафизических вопросов" (Ролан Барт). В рамках спецсеминара мы поговорим о писателе-
фотографе и о фотографии, «проникающей» в художественный текст, в его структуру, язык, систему
образов. Мы проанализируем отсылки к фотографии в прозаических произведениях ХХ-ХХI вв,
посмотрим, как влияет фотография на структуру, язык и систему образов художественного произведения.

 
с/к «Социально-политические функции речи»
проф. Д. Б. Гудков, д.ф.н.

«Мы живем под покровом знаков и в отказе от действительности»(Ж. Бодрийяр).
Сегодня в гуманитарных науках растет интерес к проблемам идентичности личности (социальной,
гендерной, этнической, конфессиональной и др.). Многие исследователи при этом рассматривают
субъективную идентификацию как результат коммуникативных практик (Ж. Лакан, Г. Дебор, П. Бурдье, Б.
Андерсон и др.). В связи с этим возрастает интерес к исследованию семиосферы, прежде всего,
вербальных знаков и текстов как основных конструкторов окружающей нас действительности, к изучению
того, как лица и институты, имеющие возможность производить значения, эту действительность
моделируют и представляют «массам».
Спецкурс ставит своей целью ознакомить учащихся с общей историей вопроса (концепции власти, понятие
идеологии К. Маркса, концепция гегемонии А. Грамши, теории пропаганды, концепция «магической пули»
и др.), а также с основными теориями, существующими и развивающимися в настоящее время
(символический интеракционизм, критический дискурс-анализ, концепции символической власти и
символического насилия и др.). В спецкурсе большое внимание уделяется также основывающемуся на
анализе эмпирического материала рассмотрению конкретных методологий, приемов и техник
манипулирования адресатом как в межличностной, так и в публичной коммуникации.

 
с/с «Русское культурное пространство: проблемы описания»
проф. Д. Б. Гудков, д.ф.н.


Теснейшая взаимосвязь и взаимозависимость языка и культуры давно не подвергается сомнению. Именно
язык является основным хранителем и транслятором культуры. При этом культурная информация
неравномерно распределяется среди вербальных единиц, могут быть выделены особые «зоны сгущения»
культурной семантики. Спецкурс ставит своей целью ознакомить учащихся с основами такой активно
развивающейся дисциплины, как лингвокультурология, с методами «извлечения» и словарного описания
специфической культурной информации. Особое внимание будет уделено проблемам теории и практики
лексикографии таких дискурсивных единиц, как прецедентные феномены, культурные коды, ключевые
концепты национальной культуры.


с/с «Практика художественного перевода»
доцент А. Л. Борисенко, к.ф.н.
www.persangl.net

Семинар работает на филологическом факультете МГУ с 1999 года и носит сугубо практический характер: в
ходе занятий студенты переводят на русский язык отрывки англоязычной прозы (а иногда и поэзии)
разных авторов и эпох. Разнообразие текстов позволяет познакомиться со многими переводческими
проблемами. Рабочий язык - английский.
Семинар сотрудничает с издательствами и дает студентам возможность начать профессиональную
переводческую деятельность.
Расписание: вторник в 18:00 (ауд. 1043а).

 

с/с «Лаборатория художественного слова»
доцент Е. М. Белавина, к.ф.н.

Спецсеминар посвящен изучению организации звуковой материи поэтического дискурса, вопросам его
создания и восприятия, что способствует адекватной передаче при художественном переводе. В качестве
материала будут предложены тексты, ранее не переводившиеся на русский язык (стихотворения и сказки
Марселины Деборд-Вальмор, современная французская поэзия 1950-2000).
Возможна публикация в проектах издательств «Ладомир» и «КДУ».
Требуемый уровень знания французского языка: от A2 и выше.
Расписание: раз в две недели (ч/н).
Вебинары с изучаемыми поэтами и/или преподавателями французских университетов – 1 раз в семестр.


с/к «Язык кино»
к.ф.н., ст. преп. П. Ю. Рыбина

Базовый курс о языке кино и структуре киноповествования. Основные темы – мизансцена, монтаж, работа
камеры и звук в кино. Знакомство с ключевым инструментарием анализа фильма происходит параллельно с
рассмотрением важнейших идей семиотики кино и кинонарратологии (Ю. Лотман, К. Метц, Ж. Делёз, Ж. Омон,
А. Годро, Д. Бордуэлл,). Главная цель слушателей спецкурса – научиться «тщательно читать» кинотекст, грамотно пользуясь профессиональной терминологией.
Организационная встреча 15 сентября (пятница) в 18:00.
 

с/с «Киноадаптация: аналитический практикум»
Спецсеминар для студентов 3 и 4 курсов
к.ф.н., ст. преп. П. Ю. Рыбина

В рамках курса мы будем обсуждать современные адаптационные практики, помещая в фокус внимания
киноадаптации литературных текстов. Перед участниками семинара стоит двойная задача. Во-первых, анализ
существующий теоретических подходов к исследованию адаптаций, соотнесение их со своими
непосредственными зрительскими впечатлениями. Во-вторых, знакомство с обширным, требующим
систематизации материалом – конкретными фильмами (как имеющими высокий статус в кинокультуре, так и
новыми, «свежими» кинопрочтениями романов / пьес / поэтических текстов).
Обсуждается целый круг вопросов, связанных с медийной спецификой адаптаций (разница между вербальным
и аудиовизуальным нарративом), с влиянием исторического и национального контекстов на возникновение /
бытование адаптаций («спрос» на определённые литературные тексты в разные периоды), с ролью автора и
зрителя в процессе смыслообразования.
Организационная встреча 15 сентября (пятница) в 18:00

с/к «Литература и фотография»
к.ф.н., ст. преп. Е. А. Калинина

К проблеме отношений литературы и фотографии литературоведение обратилось сравнительно недавно – в 80-е годы ХХ века, тогда как сама литература откликнулась на возникновение нового типа воспроизведения образа практически сразу после появления первых дагерротипов. Писателей интересует природа фотографического образа, его связи с временем, смертью, памятью, его способность не только объективно фиксировать реальность в мельчайших деталях, но и выявлять то, что скрыто от человеческого взгляда. Многие авторы включают описание фотографии в текст произведения, и фотографический снимок становится важной художественной деталью, нередко - отправной точкой для повествования или основой лейтмотива. Фотография может также «сопровождать» текст в качестве иллюстрации, дополняя его, усиливая его выразительность или даже частично заменяя его. К началу ХХ века в литературе оформляется определенный тип взгляда, акцентирующий «моментальность», дискретность и неподвижность образа, возникающего из тишины, игры света и тени. Такой взгляд – «писателя-фотографа» - в дальнейшем противопоставляется в ряде произведений взгляду «писателя-кинематографиста».
Задача данного курса – проанализировать разные типы обращения к фотографии в художественном тексте и
поразмышлять над природой и спецификой «фотографического взгляда» в литературе.
 

с/с «Англоязычная рок-поэзия: к филологической теории популярной музыки»
доцент А. В. Логутов, к.ф.н.

Популярная музыка — одна из тех немногих ниш, где поэтическое слово продолжает жить и оказывать
существенное влияние на современную культуру. Музыка и текст сопутствовали друг другу еще со времен
античности — при том, что парадигма взаимоотношений между ними претерпевала постоянные изменения,
тяготея то к большей «текстовости», то к большей «музыкальности». В XX веке в связи с развитием новых медиа скорость этих изменений значительно увеличилась. Семинар состоит из двух концептуальных частей:
исторической и теоретической. Исторический компонент охватывает период с 50-х по начало 80-х гг. XX века:
рассматриваются основные закономерности смены формаций в популярной музыкальной культуре,
анализируются тексты конкретных исполнителей. Параллельно изучаются теоретические труды Т. Адорно, Ф.
Ницше, Ж. Аттали, С. Фрита, Р. Вике, Э. Беннетта, Р. Якобсона и других исследователей, значительная часть
которых не известна в России.
Семинарская работа предполагает перевод ряда статей, написание аналитических работ и прослушивание
большого количества музыки. Для участия в семинаре достаточно школьных знаний по английскому языку.
Длительность курса — 2 семестра.
Организационная встреча состоится 12 сентября в 14:30 у кафедры.
 

с/к «Социология популярной литературы»
преп., к.ф.н. А. А. Зубов

Нил Гейман, Джоан Роулинг, Роджер Желязны и Дэвид Митчелл, детективы, научная фантастика, фэнтези и
хоррор – эти имена и названия то и дело выпадают из курсов по литературе. Но именно они – лидеры
продаж и фавориты читателей – составляют сегмент рынка, который принято называть популярной
литературой.
Термин «популярная литература» не описывает эстетическое качество текста, но, напротив, призван
обозначить плюрализм современной культуры: существование множества канонов, авторитетных мнений
и критериев оценки. Курс предлагает взглянуть на литературу как на социальный институт и разобраться,
какую роль в литературном производстве играют такие инстанции, как критик, издатель, переводчик,
читатель и автор. Как меняется статус текста и его интерпретация в зависимости от способа
распространения: в виде книги, журнальной публикации или в Интернете.
В программу максимум курса входит формирование антропологического взгляда: умение распознавать
относительность качественных определений и восстанавливать контекст создания и восприятия текста.
Материал курса подбирается в продуктивном сотрудничестве ведущего и участников (предпочтение,
однако, отдается фантастике). Спецкурс предполагает написание курсовой работы.
Оргсобрание: 12:30 среда 13 сентября.

 

с/с «Научная фантастика и популярные медиа»
преп. А. А. Зубов, к.ф.н.

Научная фантастика – доминирующий жанр популярной культуры, функционирующий во всех современных
медиа: литературе, кино, телевидении, комиксах, видеоиграх, фанфикшн и др. Велика роль жанра и в
осмыслении происходящих в мире изменений: в культуре, обществе и технологиях. «Научная фантастика – даже самая плохая – имеет очевидную терапевтическую ценность: она заявляет, что мир меняется», – гласит
знаменитое высказывание Роберта Хайнлайна.
В рамках курса мы познакомимся с основными этапами истории жанра: как литературной, так и
кинофантастики. Обсудим влияние различных медиа на формы существования жанра. Проследим взаимосвязи
между НФ и киберпанком, альтернативной историей, фэнтези, «научным фэнтези» и т.д. Курс включает
пристальное чтение произведений Филипа Дика, Фрэнка Герберта, Чайны Мьевилль, просмотр и обсуждение
фильмов «Бегущий по лезвию» (1982), сериала «Мир Дикого Запада» (2016) и многое-многое другое!
Отдельные занятие будут проходить с участием литературных критиков, пишущих о фантастике, писателей-
фантастов, комиксистов и специалистов по фантастическому искусству. Длительность курса — 2 семестра.
Оргсобрание: 12:30 среда 13 сентября.

 

 

 

Новости

Обновлены списки специальных курсов и семинаров кафедры общей теории словесности для бакалавров на осенний семестр 2017/2018 учебного года.

5 октября в 16:00 состоится семинар «Мировые поэтические практики» при Центре лингвистических исследований мировой поэзии (Институт языкознания РАН). С докладом «Шарады: общие правила и индивидуальные требования» выступит д.ф.н., проф. Алексей Дмитриевич Шмелёв.

21-22 сентября в Российской государственной библиотеке для молодёжи пройдёт Общероссийская научно-практическая конференция «Геометрия книжного пространства молодёжи». Кафедра общей теории словесности принимает участие.