18 мая, в 19:00 в Мультимедиа Арт музее, Москва состоится лекция Екатерины Жирицкой «Запах будущего: ольфакторное разнообразие или обонятельная пустыня?»

Отношение к запахам в современном /постиндустриальном, западном/ обществе сводится к двум крайностям. Сторонники "ольфакторного дизайна" убеждены, что человек будет конструировать ароматическое пространство так же тщательно, как и визуальное.
Однако все больше парфюмерных ингредиентов попадает под запрет, ограничивая свободу создателей ароматов и "убивая" классические духи. Сторонники тотального запрета на использование парфюмерии идут еще дальше. Один за другим офисы, институты, больницы, рестораны объявляются "зонами, свободными от запаха".
Будет ли будущее иметь запах - и если да, то в наших силах предположить, каким именно он будет? Или наша среда обитания окончательно превратится в ольфакторную пустыню?

Время проведения: 18 мая, 19:00
Место проведения: МАММ, Остоженка, 16

Цена билета: 500 рублей.

20 мая стартует лекторий журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» в Музеоне. Первую лекцию «Кино и физики: экраны оттепельного воображения» прочтет психолог Галина Орлова.

Физики были (кино)героями той эпохи. Романтика и риски научного поиска, ожидание встречи с возвышенным и обретение себя в радикальном творческом акте легли в основу кинорепрезентаций, закрепив мобилизацию молодежи в большую науку и внеся вклад в формирование культурно-антропологического профиля времени освоения космоса и приручения атома. Как складывались отношения между кино и физиками по обе стороны экрана? Как изобретались культовые образы, и какую роль в этом процессе играли научные консультанты? Что смотрели инженеры-физики в городках, которых не было на карте? Как налаживали контакт с режиссерами и кинохранилищами? Каким образом спецпоказы в городах институтов превращались в форму существования локального сообщества и практику престижного культурного потребления, характерную для советской интеллигенции? Как физик-теоретик полгода смотрел кино в Копенгагене и какие синефильские записи об этом оставил в своем дневнике? Наконец, кем был физик с киноаппаратом, завороженно снимающий синий сумеречный Париж начала 1960-х?
 
В дальнейшем в рамках лектория прочтут свои лекции:


27 мая: Артем Дежурко преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, историк дизайна, архитектурный критик, куратор.
«Ящики, грубые ящики, - морщился представитель Мосмебельторга, - нет тут ни резьбы, ни украшений». Дизайн мебели в СССР в конце 50-х - начале 60-х годов XX века

Известно, что хрущёвская программа индустриального домостроения сильно изменила быт советских горожан - впервые большинство семей поселилось в отдельных квартирах. Также известно, что эта программа радикально изменила положение дел в архитектуре, подчинив её строительной индустрии. Гораздо менее известно, что благодаря панельному домостроению произошёл короткий, но яркий расцвет советского интерьерного дизайна. Новым квартирам нужна была новая мебель, и все проектные бюро страны, способные проектировать мебель, несколько лет работали над полным обновлением модельного ряда мебельных фабрик.

3 июня: Ольга Аннанурова – культуролог, куратор Центра фотографии им. Братьев Люмьер.
«Свет науки»: советские ученые в фотографиях 1960-х годов

Время «оттепели» ассоциируется, в том числе, с культом точных наук, на создание и поддержание которого было брошено множество сил. В эти годы создавались и развивались научно-исследовательские институты, а результаты исследований, которые были достигнуты и которые еще только предполагались, нуждались в визуальном подтверждении. Фотография с закрепленными за ней значениями документальности, как нельзя лучше подходила для формирования представлений о науке в СССР. В газетах и журналах появлялись многочисленные репортажи, посвященные работе ученых. Понятия «мирный атом», «кибернетика», «генетика», «исследования космоса» стали привычными для читателей и зрителей, а вместе с ними закреплялись способы представления ученого, например, задумчиво склонившегося над приборами в лаборатории. На лекции речь пойдет о том, как складывался фотографический канон и о том, какие эффекты влияют на современное восприятие этих изображений.

10 июня: Ольга Вайнштейн -- доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, автор книги «Денди: Мода. Литература. Стиль жизни», составитель сборника «Ароматы и запахи в культуре», член редколлегии и постоянный автор журнала «Теория моды».
«Везде были портнихи»: из истории неофициальной советской моды

Лекция посвящена неофициальной советской моде, ее устройству и действующим лицам.   Портниха как культурный герой эпохи генерировала вокруг себя свой мир — особую женскую субкультуру. «Неофициальность» применительно к миру портних означала не только невовлеченность в формальные структуры государственной экономики, но и возможность свободного личного общения. Близкие доверительные отношения между портнихой и заказчицей, индивидуальный подход в поисках стиля контрастировали с безлично-коллективистским духом советской эпохи. Поскольку к портнихе приходили по рекомендации от знакомых, это способствовало возникновению неформальной социальной «сети»: клиенты одной портнихи составляли своего рода салон или скорее частный клуб любителей моды. Наконец, традиционно низкие цены привлекали неимущих клиентов, которые могли позволить себе заплатить портнихе, но были не в состоянии покупать одежду в государственных магазинах. Таким образом, деятельность частных портних в советской культуре являлась уникальной сферой женского самовыражения.
 

 

 

 


Add comment


Security code
Refresh