События

КИНОКУЛЬТУРА НЬЮ-ЙОРКА

 

4 декабря на филологическом факультете (в рамках семинара «Голливуд, «независимые», авангард: концепция нарративности в киноиндустрии США») состоялась встреча с киноведом и сотрудником ВГИК Сергеем Кирилловичем Каптеревым: он прочитал лекцию о кинокультуре Нью-Йорка, ее зарождении, становлении и состоянии в настоящее время. Публикуем эссе-впечатление участниц семинара – Марины Савиловой и Валентины Зубковой. Сосредоточившись на одном из аспектов лекции – культуре кинопоказа и просмотра – В. Зубкова и М. Савилова сделали ряд интересных наблюдений.

В разговоре с исследователем были сформулированы самые разные вопросы. Существует ли кинокультура отдельного города? Из чего она складывается? Что мы знаем о кинокультуре Нью-Йорка, города, где принимаются решения, влияющие на развитие американской и мировой киноиндустрии? Синематеки и музеи, специфика кинопоказа, киноколлекции, архивы, киношколы, фестивали… Может ли знание об этом обогатить или поменять наше восприятие фильмов? Как город формирует своего кинозрителя?

Начало развития кинокультуры связывают с именем Томаса Эдисона, который весной 1896 года представил публике несколько коротких сюжетов при помощи его системы «витаскоп» (один из ранних прототипов современных кинопроекторов, обеспечивавший проекцию изображения с киноплёнки на экран при помощи электрической лампы накаливания). Но, как это ни парадоксально, он же и затормозил дальнейшее развитие кино на десятилетие из-за монополизации аппаратов.

Необходимо отметить влияние, которое оказал на нью-йоркскую кинокультуру американский режиссер Дэвид Гриффит. В киностудии American Mutoscope & Biograph Co, с которой сотрудничал режиссер, была впервые создана студия, полностью зависевшая от искусственного света (что было для того времени сенсационным событием). О заслугах Гриффита можно говорить бесконечно: он ввел в кинематограф понятие крупного плана, приемы параллельного монтажа, а также работал с известными актрисами и во многом изменил манеру игры на экране.

Появление культуры кинопросмотра, эстетизация этого процесса, связаны, по мнению нашего гостя, именно с Нью-Йорком. Необходимость смотреть киноленту в кинотеатре продиктована идеей, которая применима, впрочем, для любого искусства: произведение должно быть воспринято адресатом именно в том виде, в каком оно было создано. Само сохранение культуры показа и просмотра, связанное с сохранением кино как социального института, во многом зависит именно от просмотра киноленты в оригинальном формате.

С. К. Каптерев привёл несколько интересных примеров трансформации культуры кинопоказа. В середине прошлого века в Нью Йорке было множество кинотеатров, здания которых в наше время используются не по назначению или находятся в заброшенном состоянии. Среди них были такие, как кинотеатр в комплексе Рокфеллер-центра (именно там был показана кинолента «Кинг-Конг» 1933 года), кинотеатр Парамаунт, Талли, Loew’s Kings Theater. Важно отметить, что раньше кинотеатры находились в районах, где жили довольно обеспеченные люди, хотя попасть в кинотеатр мог любой желающий. Нью Йорк в XIX веке был городом эмигрантов, а кинотеатр пространством для общения и местом, куда приходили, как это ни парадоксально, учить язык.

Стремительный технический прогресс видоизменил культуру кинопросмотра. Нью-Йорк в этом смысле является уникальном городом, в котором актуализируется идея преодоления общедоступности и массовости. Большая часть проблем современного кинематографа и причина гибели культуры кинопросмотра кроется в денежном вопросе. Для примера можно взять стоимость билета в кино: если в самом начале, в первой трети XX века он стоил 10 центов, то сейчас цена возросла до небес и составляет, временами, 20 долларов. Таким образом, причина того, почему зрители предпочитают посмотреть кинофильм на компьютере или телефоне у себя дома, становится очевидной.

Сохранившиеся кинотеатры Нью-Йорка возрождают культуру кинопросмотра, устраивая ретроспективные показы или же показы необщедоступных фильмов. Этим занимается, в частности Музей современного искусства, а также некоторые кинозалы (Общество Уолтера Рида в Линкольн центре, Бруклинская академия музыки, кинотеатр Анжелика, где бывают даже показы А. Сокурова), которые не ограничиваются показом общедоступных лент, которые можно будет скачать уже на следующий день. Сейчас, когда вся культура кино уходит в сериалы, а предназначенный для фильмов огромный экран кинотеатра сузился до экрана телефона, это особенно важно. Речь идет не столько о коммерческом кино, а о фестивальном (например, существует Нью-йоркский кинофестиваль) или же, так называемом, независимом кино. Необходимо также сказать, что само понятие «артхаус» (англ. art house) возникло в США во второй половине 1940-х годов. Артхаусом и в настоящее время называется та кинопрокатная ниша, в которую попадают фильмы, не рассчитанные на широкую аудиторию (то есть не «мейнстрим»).

Культура кинопросмотра утверждает возможность некого странного для русской культуры восприятия самого кинотеатра как "храма, а не мастерской". Сам кинотеатр служит не каким-то безликим пространством, которое используется для трансляции фильма в рамках определенного ограниченного времени (любое коммерческое кино), а является архивом, местом сохранения культуры.

В заключение, можно сказать, что, несмотря на «массовость», кинематографу необходим «правильный» (медийно грамотный) зритель, который бы воспринимал и осознавал происходящее на экране как нечто большее, чем просто фильм, но на общем фоне таких кинозрителей очень мало. Сейчас существует и развивается тенденция к переходу культуры кино в культуру сериалов (телевидение занимает влиятельную позицию еще с конца прошлого века). Но хотя посещение кинотеатра сейчас в какой-то степени теряет свою значимость и традиция просмотра кинолент в оригинальном формате уходит, именно те фильмы, которые не предназначены для массового проката, чаще всего представляют собой ценный эксперимент и имеют право занять место в современной культуре.

— Валентина Зубкова, Марина Савилова


Add comment


Security code
Refresh