Магистрантам

Вопросы к госэкзамену 

магистрантов кафедры общей теории словесности 

(теории дискурса и коммуникации)

1.Теории социального действия и социального воображения. Дискурсивное конструирование реальности. Методологические основания дискурс-анализа.

2. Структура речевого акта, типологии речевых актов. Понятие перформативности и контексты его использования в современной гуманитарной науке.

3.Речевой жанр как социальное действие (М.М. Бахтин, Дж. Суэйлз). Антропология сообществ, жанрогенез, археология жанра (жанровых имен, жанровых дефиниций).

4.Теории повседневности. Жанры повседневного общения (например, разговор, рассказ) и способы их изучения. Этнометодология. Конверсационный анализ.

5.Массовая культура и массовая коммуникация: концептуализация и ключевые характеристики. Основные способы понимания «массового»: массовое как популярное, массовое как индустриальное. Критическая концепция массовой культуры у Т. Адорно. Масса как новый тип культурного субъекта. Дискурсивные профили элитарной культуры и контркультуры.

6.Современные теории идеологии (А. Грамши, Л. Альтюссер и др.). Способы идеологического воздействия в речи, структуры идеологии и конструирование субъекта в тексте (Л. Филлипс, М. Йоргенсен). 

7.Современное бытование мифа – культурные и эстетические аспекты. Миф как инструмент анализа массовой культуры (К. Леви-Стросс, Р. Барт). Политическая мифология, политический дискурс как борьба мифологических систем (К. Флад, Р. Барт).

8.Дискурсивный аспект социальных  и политических отношений (М. Фуко, Э. Саид). Понятие гегемонии (А. Грамши). Власть как "право на производство значений" (П. Бурдье). Формы дискурсивного неравенства и возможности противостояния им. Концепции поли-идентичности индивида (М.М. Бахтин, Э. Левинас, Х. Бхабха, Дж. Батлер)

9.Культурно-языковая идентичность. Процессы социализации и идентификации – их дискурсивная природа. Культурно-национальная коннотация и культурно-языковая компетенция. Понятия «языковое сознание», «языковая картина мира».

10.Перевод как культурная практика: альтернативные подходы (методы), их связь с разными типами культурных отношений.

11.Идентичность в дискурсе, относительность критериев самоидентификации субъектов. Проблема другого, инакового в коммуникации. Критический дискурс-анализ как инструмент изучения систем неравенства в речевой коммуникации (Т. ван Дейк). Взаимосвязь перевода с меняющимся культурно-идеологическим контекстом. Как влияют на перевод иерархические порядки в культуре? Каким образом перевод может быть инструментом власти?  

12.Социальная и культурная память: структура, виды, способы трансляции, репрезентация в тексте. М.Хальбвакс, Я.Ассман, Ю.М. Лотман. Фреймы, скрипты, изображения. Фотография и память. 

13.Семиотика политического дискурса, модели коммуникативного взаимодействия в его рамках. (Е.И. Шейгал, Т. ван Дейк, Р.  Барт). 

14.Концепты, концептуальный анализ в лингвистике, лингвокультурологии, дискурсологии.

15.Основные принципы лингвокультурологического описания феноменов речи.

16.Прагматика речевого взаимодействия: механизм инференции. Импликатуры в речи. Контекст как фактор коммуникации.

17.Приемы, контексты, задачи изучения феномена интертекстуальности. Интертекстуальный режим «чтения» киноадаптации.

18.Когнитивная метафора. Дискурсивные функции метафоры.

19.Итерабельность как базовое свойство знака, повторяемость в тексте. Общие места, клише, стереотипы – их роль в коммуникации.

20.Феномен воспроизводимости в языке и культуре. Прецедентные феномены в речи.

21.Порождение дискурса. Проблемы исследования письма, автора и авторской функции. 

22.Восприятие дискурса. Проблемы исследования адресата и аудитории. Теории чтения и роль читателя в тексте.

23. Нарратологический анализ: объекты, цели, задачи, основные категории. Трансформация проблематики нарратологического анализа: от классического периода к постклассическому (Р. Барт, Ж. Женетт, В. Шмид, М. Флудерник, Д. Хёрман).

24.Способы повествования и типы повествователей. Ненадёжный повествователь в литературе и кино (Дж. Филэн, А. Нюннинг, П. Крог Хансен).

25.Проблема точки зрения / фокализации в повествовании. Модель Ж. Женнета и её трансформации (М. Баль, М. Ян). Внешняя и внутренняя фокализация персонажа в кинотексте (Д. Бордуэлл).

26.Монтаж как один из универсальных приемов создания сообщения в массовой коммуникации. Виды монтажа и его нарративная функция.

27. Адаптационные практики в современной культуре. Киноадаптация: текст и процесс его восприятия (Л. Хатчен). Интертекстуальный режим «чтения» киноадаптации. 

28.Изображение и текст. Специфика анализа аудиовизуального нарратива. Нарративный и ненарративный модусы в кино (Д. Бордуэлл, П. Верстратен).

29.Изображение и текст. Фотографический хронотоп и фотографический взгляд в тексте. Пространство и время фотографии в трактовке Р.Барта и  А. Руйе. Studium и  punctum как режимы чтения фотографического изображения. С.Зонтаг о фотографии как новой «грамматике и этике визуального восприятия». Operator, Spectator, Spectrum в фотографическом процессе и в художественном тексте. 

30.Звучание и текст. Устное, письменное, феномен вторичной устности. Поэтический текст в звуковом исполнении. Принципы анализа песенной лирики.

31.Звучание и текст. Голос как антропологический и дискурсивный феномен: спектр актуальных подходов к исследованию. Опыты философско-культурологического осмысления феномена голоса (Р. Барт, Ж. Деррида, М. Долар). Лингвистические основы анализа звучащей речи. Фоносемантика: основные подходы. Голосовой портрет.

32.Невербальные компоненты коммуникации. Телесность (жест, кинестетика) как элемент речевой коммуникации.

33. Социология литературы: основные подходы и перспективы развития. Литература как социальный институт. Литературный процесс, структура литературного поля в трактовке П. Бурдье. Формирование и функции литературного канона.

34.«Литературность» в прагматических определениях. Перформативность, фикциональность, фантазийность текста как аспекты «литературности».

35. Системы жанров популярной литературы: задачи и методы изучения. Жанр как инструмент интерпретации текста, «жанровое» прочтение литературы (Ц. Тодоров). Жанр как система литературных формул (Дж. Кавелти). Формирование горизонтов жанровых ожиданий (Х.-Р.Яусс).

36.Влияние цифровых технологий на традиционные сферы коммуникации.