Архивы летней школы

 XVIII Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа

 

в МГУ им. М. В. Ломоносова
23–27 июня 2015 г.
Великие книги и школы критического чтения

Преподавание курсов классической литературы, национальной и всемирной, — задача как будто не новая, но именно сегодня важная как никогда. В современном образовании — когда в одной аудитории нередко обучаются студенты с разных концов света, чтобы потом выйти в международный мир науки и бизнеса, единый и разнообразный, — изучение гуманитарной классики становится одним из приоритетов. «Великие книги мира» — это лицо, достояние и опора глобального интеллектуального сообщества, которое и само находится сегодня в процессе формирования, поисков себя.

Книги не становятся «классическими» (а писатели — «классиками») сами по себе, — это происходит в результате их чтения и пере-прочтения, по мере того как одно поколение за другим переосмысляет отношения прошлого и настоящего в культуре. Формирование канона «великих книг» представляет собой исключительно ответственную и непростую задачу современной образовательной и культурной политики, — тем более что речь идет не только о художественной прозе и поэзии, но и о текстах философских, исторических, социально-публицистических. Преподаватель не может не учитывать запросы разных аудиторий, он должен осознанно относиться к критериям отбора и оценки произведений, уметь аргументировать принципы критического толкования, на которые он опирается. Приходится сталкиваться и с трудностями понимания исторических реалий, и с трудностями перевода (языкового и культурного), и с трудностями транс-медийных преобразований текстов. Очевидно, что справиться со всем этим силами только одной академической дисциплины, — например, филологии, — невозможно. Речь идет о поиске ответа на вызов глобализации, связанный с разнообразием образовательных традиций, решающих сходные задачи каждая в своем контексте, но на общую пользу.

Участники XVIII Фулбрайтовской гуманитарной летней школы в МГУ им. М. В. Ломоносова рассмотрят вопросы, связанные с разработкой междисциплинарных курсов университетского уровня, посвященных критическому чтению / освоению «великих книг мира». Мы проанализируем модели таких курсов, существовавшие в прошлом, практикуемые в настоящее время и находящиеся в разработке, — чтобы обсудить потенциал их транс-национального, транс-культурного использования.

Чем обеспечивается эффективность университетского преподавателя-гуманитария как посредника в коммуникации поколений, в контактах локального и всемирного, в коллизиях эстетики и политики? Какие формы работы с образами «себя» может общегуманитарный литературный курс предложить нынешним поколениям студентов? На какие типы чтения и на какие типы читателей ориентирует нас глобальная интеллектуальная повестка дня? Как она может быть реализована не в ущерб, а с учетом самобытности национальных культур?

Работа Школы будет организована как серия профессиональных дискуссий и тематических круглых столов с участием ведущих американских и российских специалистов. Рабочие языки — русский и английский.

Преподаватели вузов и аспиранты, желающие участвовать (на конкурсной основе) в работе XVIII Фулбрайтовской гуманитарной летней школы, могут присылать заявки по адресу This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. или This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. (с пометкой «Летняя школа-2015) до 1 апреля 2015 года.


Программа летней школы 

Список участников летней школы

Отзывы участников школы (+ фото)