Архивы летней школы

XIII Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа
«ИСТОРИЯ ЧТЕНИЯ И БУДУЩЕЕ ЧИТАТЕЛЕЙ»
Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова / ВГБИЛ им. М.И. Рудомино
21 — 26 июня 2010 г.

Книга (печатная), «широкий читатель» и литература как привилегированный медиум культурного воображения исторически неразрывны. Однако их нынешнее состояние остро проблематично.

Читают меньше и иначе, чем прежде (в непривычных контекстах и все чаще — с экрана). Литературное чтение и книга перестают восприниматься как знаки приобщенности к культуре, меняются механизмы формирования культурной нормы, традиции, вкуса. Падает авторитет традиционных институтов и экспертов (критика, учителя, библиотекаря), усиливается ориентация на неформальные круги общения. В то же время усложнение социальной и культурной жизни требует развития адекватных компетенций, способности к гибкой, дифференцированной и творческой реакции, чему традиционно служило и продолжает служить чтение.

Эти процессы вездесущи и повсюду в мире вызывают тревогу, а также любопытство к новым возможностям. В рамках летней гуманитарной Фулбрайтовской школы в МГУ специалисты из России, США и Германии обсуждали следующие вопросы:

  • как связаны в условиях нарастающей гетерогенности социальной жизни литературное чтение, критическое самосознание и общественное поведение человека?
  • как выглядит в наши дни спектр мотиваций к литературному чтению и спектр важнейших жизненных мотиваций, развиваемых посредством чтения?
  • каково место чтения в современном составе культурной и медийной грамотности? как меняются в этой связи формы преподавания и обучения словесности?

Читатель и книга, книга и литература имеют общее славное прошлое. Общее ли у них будущее? Формы его «опережающего отражения» в актуальных культурных практиках и попытались проанализировать молодые ученые, в том числе аспиранты и вузовские преподаватели, всерьез интересующиеся обозначенной проблематикой.



Программа летней школы — 2010

Участники летней школы — 2010

Летняя школа — 2010: отклики и впечатления