Впечатления от Летней школы 2018

Гений места

10 дней прошло после окончания Фулбрайтовской школы и лета. Груда дел, встреч и обязанностей успела тяжестью осесть на плечах, а я все еще возвращаюсь мыслями к Ясной Поляне. Думала, как лучше выстроить практическое занятие – и первое решение, которое пришло на ум, – провести его в малых группах. Работа в малых группах на обсуждении фильма и анализе «Трех смертей» Толстого запомнилась как одна из самых эффективных и стимулирующих к мысли. Порадовалась: нестандартно проявили себя и мои студенты. Перечитывала Диккенса – и увидела конфликт жанров, о котором так ярко рассказывал в своей лекции Андрей Аствацатуров. Теперь этот ракурс прочтения текста прямо преследует меня. Пекла для домашних яблочный пирог – и даже тут не обошлось без ясно-полянских аллюзий. Поймала себя на мысли, что «толстовские» были душистее купленных на рынке.
Первое, что сделала, вернувшись из Ясной Поляны, – поставила на письменный стол бюстик Толстого и переговорила с заведующей кафедры об открытии курса творческого письма. Договорились запустить его пока в рамках моего филологического спецсеминара. Два семестра спецсеминара легко позволяют разделить его на две части – исследовательскую и творческую. Обдумываю план занятий и «меряю» свои мысли услышанным: опыт Айовы и Ворвика не для нас – его можно заимствовать лишь отдельными элементами. Опыт ВШЭ интереснее, но до мастер-программы нам далеко. У нас другие студенты и другие учебные задачи. Ключевой пока является идея, вынесенная из обсуждения первой лекции А. Аствацатурова: филология – это метаязык для обучения творческому письму. Я хочу совместить филологическое знание о литературе с литературой как процессом письма. С этой позиции очень перспективным мне представляется путь, который был обозначен на занятии «Преподавание литературы “на писательский манер”»: совмещение филологического анализа текста с выполнением творческих заданий.
Толстой строго смотрит на меня из-под кустистых гипсовых бровей. А я откусываю карусельное яблоко и думаю о гении места, когда сплетаются запахи, пейзажи, чувства и напряжение мысли. Ясная Поляна оказалась для меня местом разворачивания смыслов для моей настоящей и будущей работы. Спасибо всем, кто к этому причастен: Фулбрайту, организаторам, коллегам.

Татьяна Якушкина ДФН
Кафедра английского языка и литературы, Профессор
Российский государственный гидрометеорологический университет