Литературное воображение и социокультурное «воображаемое» в сравнительной перспективе

Литературное воображение и социокультурное «воображаемое» в сравнительной перспективе (д.ф.н., проф. Т.Д.Венедиктова).

Сравнительное литературоведение пребывает сегодня в активном методологическом поиске. Его ключевой вопрос можно сформулировать так: как соединить принцип «пристального чтения», выпестованный формализмом, и инсайты новейшей теории, ориентированной антропологически и культурологически? Иначе говоря, — представления о произведении как целостном эстетическом объекте и о нем же как об акте, развертывающемся в множественных контекстах производства и восприятия.

Ключевые теоретические категории курса:

  • нация как «воображаемое», коллективно «сочиняемое» сообщество,
  • национальный литературный канон как культурный конструкт,
  • идеология как «воображаемое отношение к действительности» и фактор художественного творчества,
  • читатель как соучастник литературного процесса,
  • воображение как когнитивная способность и социокультурный фактор,
  • «всемирная литература» как формирующаяся исторически (и остро проблематизируемая сегодня) совокупность текстов, расположенных к транскультурной мобильности.

В этой проблематике мы попробуем подступиться через конкретную аналитическую работу с парами текстов, представляющих русскую и американскую литературные традиции XIX-XX столетий. Курс может быть полезен и русистам, и «зарубежникам», и «теоретикам». В участниках-слушателях предполагается интерес к проблематике и достаточное владение английским языком.

Программа занятий:

Тема 1. Введение. Становление представлений о «всемирной» литературе в XIXXX столетиях. Компаративистика как литературоведческая дисциплина и направление исследований 

Тема 2. Дискурсивная природа национальной традиции. Подходы к изучению национальных культурных комплексов. Споры вокруг проблематики понятий нации и национализма.  

Тема 3. Филологические исследования национальной идентичности. Проблематика национального канона.  

Тема 4. Парадигмы «постколониальных исследований» и «нового историзма». Культурно-антропологический аспект литературоведческого анализа.

Тема 5.  Символическая география в сравнительном аспекте: центр и периферия. 

Тема 6. Социальное в тексте. Метафоры социальной связи – возможности сравнительного описания на русском и американском материале. Фигуры авторитета и образы «подполья». 

Тема 7. Неповторимое «лицо» культурного сообщества и феномен гибридной культурной идентичности. Меняющееся ощущение политической и культурно-языковой границы.  Методологии изучения и преподавания «глобальной литературы» 

Тема 8. Подведение содержательных итогов курса. Устный зачет