Лаборатория творческого и критического письма: как создавать повествовательный текст?

к.ф.н., преп. Артем Александрович Зубов

асп. Анна Валерьевна Швец

Письмо как деятельность – первостепенный предмет внимания филолога, идёт ли речь о письме художественном (fiction) или научном (non-fiction, academic writing). В нашем курсе мы предлагаем сфокусироваться на прикладном аспекте: приёмах создания текстов обоих типов. В конечном счёте, и нон-фикшн, и творческое письмо («фикшн») работают по одному принципу – берут начало в повествовании, рассказанной истории. Как создать захватывающую, увлекательную интригу, из которой произрастает «событие» текста? На занятиях мы будем анализировать, как рассказывают истории писатели и учёные-эссеисты, и пытаться рассказать собственную историю.

Занятия проходят по пятницам, 14:40-16:10, ауд. 939

 

ЧТО МЫ ИЗУЧАЕМ?

В курсе освещаются

  • устойчивые приёмы и структуры, при помощи которых выстраивается повествование в тексте, как критическом, так и художественном.
  • жанровые рамки и модусы, задающие «правила письма».

КАК МЫ ЭТО ИЗУЧАЕМ?

  • в ходе курса мы читаем произведения русской и зарубежной литературы, на примере которых мы будем разбирать и отрабатывать техники письма и анализа художественного текста.
  • каждое занятие строится как практикум, с обязательным выполнением коротких творческих заданий и их последующим обсуждением,
  • в курс включены занятия-«воркшопы», на которых мы обсуждаем только тексты слушателей,
  • лекционно-теоретическая часть курса кратко и ёмко вводит в курс дела и нацелена на формулировку внятных инструкций «как писать»,
  • в курсе мы смотрим и обсуждаем фильмы, в которых раскрывается тема письма, с последующим написанием творческих и аналитических эссе,
  • формы отчётности включают обсуждение самостоятельно написанного творческого / критического текста.

ЧЕМУ МЫ УЧИМСЯ?

  • профессионально анализировать художественные и научные тексты,
  • создавать интересную интригу, вокруг которой можно смоделировать текст как событие возникновения смысла (научный и художественный) при помощи набора приёмов и стратегий,
  • работать с различными жанровыми рамками для анализа и письма,
  • воздействовать на читателя при помощи разного рода эффектов (реалистического, фантастического, ужасного).

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО ИЗУЧАТЬ?

  • для расширения контекстуального знания и развития навыков интерпретации литературного текста, что поможет вам успешно сдать экзамен по русской или зарубежной литературе, написать курсовую и диплом,
  • для развития навыков аналитического письма, что поможет вам в будущем работать редактором, копирайтером, журналистом, критиком, обозревателем,
  • для развития навыков творческого письма, что поможет вам научиться писать собственные тексты.

 

ПРОГРАММА КУРСА

 Блок 1. Повествовательные техники создания текста: как рассказать увлекательную историю

Тема 1. Как создать детективную интригу? (на примере рассказа Э.По «Похищенное письмо»).

Тема 2. Каким может быть рассказчик? Всеведущий повествователь (на примере новеллы П.Мериме «Матео Фальконе»).

Тема 3. Каким может быть рассказчик? Ненадёжный повествователь (на примере новеллы А.Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей»).

Тема 4. Как построить сюжет при помощи диалога? (на примере рассказа Э.Хемингуэя «Белые слоны»).

Тема 5. Как «деталь» работает в рамках сюжета? (на примере рассказа Дж. Д. Сэлинджера «Хорошо ловится рыбка-бананка»).

Тема 6. Как изображать чужую речь в рассказе? (на примере рассказа В.Шукшина «Срезал»).

Воркшоп. Откуда писатели берут сюжеты: письмо как подглядывание (на примере фильма Ф. Озона «В доме»).

Воркшоп. Создание «реалистического» повествовательного текста.

 

Блок 2. Модусы письма и жанровые установки: как писать текст на основе / поперёк горизонтов ожидания аудитории

Тема 7. Как создать фантастический текст: социальная норма и отклонение от нее (на примере рассказа С. Дилэни «Да, и Гоморра…»).

Тема 8. Как работает деталь в фантастическом тексте? (на примере фрагментов романа Ф. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»).

Тема 9. Как работать с жанром повествовательного текста? (на примере рассказа Дж. Тербера «Тайна убийства Макбета», фрагментов повести Ф. Кафки «Превращение»).

Тема 10. Как создать фантастический текст: управление читательским восприятием (на примере повести Гофмана «Песочный человек»).

Тема 11. Как выстроить коммуникацию с читателем в критическом эссе? (на примере эссе К. Кобрина).

Тема 12. Как создать эффект ужасного? (на примере эссе Т. Лиготти «Заметки о том, как писать ужасы: рассказ»).

Воркшоп. Создание «фантастического» повествовательного текста.

Воркшоп. Что значит быть писателем: ответ Романа Полански (на примере фильма Р. Полански «Основано на реальных событиях»).

 

Программа курса

Материалы к занятиям

22 февраля 2019 г.

Чайна Мьевиль, «Комната с шариками»

1 марта 2019 г.

Эдгар А. По, «Похищенное письмо»

Edgar A. Poe, The Purloined Letter

Б. Томашевский, «Теория литературы. Поэтика» (понятия фабулы и сюжета)

В. Шмид, «Нарратология» (понятия фабулы, сюжета, точки зрения)

К занятию 1.03

15 марта 2019 г.

Сэмюэль Дилэни, «Да, и Гоморра…»

Samuel Delany, Aye, and Gomorrah…

22 марта 2019 г.

Семинар-практикум по разбору кинорецензии

29 марта 2019 г.

Воркшоп-просмотр кинофильма Ф.Озона «В доме»