- Это мероприятие прошло.
«Немая музыка»: тишина как предмет художественной и научной рефлексии
2018 7 декабря
Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
Кафедра общей теории словесности
7 декабря 2018 года
Международная конференция
«Немая музыка»: тишина как предмет художественной и научной рефлексии
‘Melodies unheard’: Silence in Arts and Science
Тишина всегда отсылает к своей противоположности и укоренена в ней; как нет «верха» без «низа» и «левого» без «правого», так и тишина может быть осмыслена только в окружении звука или языка
Сьюзен Сонтаг
Опыт тишины обнаруживает себя в целом ряде явлений, в который входит и тишина как отсутствие звука, и молчание как отсутствие речи, и немота-безгласие, и глухота-неслышание. Тишина как метафора, выразительное средство и телесный феномен может, на наш взгляд, служить точкой приложения междисциплинарного усилия, продуктивным поводом для диалога между филологией, музыковедением, психологией и естественными науками.
В мировой литературе тишина — одна из самых расхожих метафор для описания содержаний, которым не суждено преодолеть границу между внутренним, невыразимым миром «Я» и внешним миром общепонятных смыслов. Молчание — признак слома привычных коммуникативных протоколов, бессилия языка перед богатством субъективного опыта. В метафорической отсылке к молчанию и тишине прочитывается одновременно и признание неспособности человека говорящего к полноте самовыражения, и демонстративный жест, призванный защитить суверенность «Я», обнажить проблематичность интерсубъектного взаимодействия.
Выступая в роли Другого по отношению к речи и звуку, молчание и тишина неизбежно отсылают к ним. Принципиальная недостижимость полной тишины, о которой пишет Дж. Кейдж, рифмуется с неустранимой зыбкостью субъекта — идет ли речь о лирическом «Я» стихотворения, или о субъекте как личности в психологическом и социологическом смысле слова.
Не менее важен вопрос о продуктивности тишины и молчания в контексте поэтики и прагматики художественного высказывания. Тишина и молчание могут служить осмысленным художественным и коммуникативным жестом, в котором звучит не только указание на невыразимость интимно-личностных смыслов, но и приглашение к разговору, размыкание границ произведения.
Идея конференции состоит в том, чтобы, подойдя к литературе и музыке как к формам «стихийной антропологии», исследовать прагматический и семантический аспекты тишины как метафоры и экспрессивной техники и вписать их в более общий контекст современной антропологии. В связи с этим к участию в конференции приглашаются не только литературоведы, музыковеды и философы, но и специалисты в области психологии, когнитивистики и нейробиологии.
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
Длительность докладов — 15 минут.
Пленарное заседание
Модератор — Андрей Логутов
Ауд. 827 10:00 — 13:30
Открытие конференции
1.Яндль Ингеборг (MMag, Dr. phil.; Karl-Franzens-Universität Graz, Institute of Slavic Studies). «Рассказы о несказуемом: молчание, речь и тело в современной литературе»
2. Костикова Анна (доцент, канд. филос. наук; МГУ, философский факультет). «Философия молчания от М. Хайдеггера к французскому постструктурализму»
3. Белавина Екатерина (доцент, к.ф.н.; МГУ, филологический факультет). «Крошечные молчания огромной важности (Типология пауз и их представление в современной французской и русской поэзии)»
4. Логутов Андрей (доцент, к.ф.н.; МГУ, филологический факультет). «Говорящая тишина: озвученная пауза в песенном тексте»
Кофе-брейк
5.Мамонова Ирина (кандидат искусствоведения;СПбГУ,факультет искусств).«Вслушиваясь в„тихую жизнь”»
6. Котомина Анна (PhD; старший научный сотрудник Политехнического музея). «Миг тишины и концептуализация представлений о времени в психометрических экспериментах конца 19 — начала 20 вв.»
7. Сигида Светлана (доктор искусствоведения; профессор МГК им. П.И. Чайковского). «Свет, шум и тишина в театральных экспериментах американского режиссера Роберта Уилсона (р. 1941) и композитора-минималиста Филиппа Гласса (р. 1937) в перформансе „Эйнштейн на пляже” (1976)»
8. Переверзева Марина (доктор искусствоведения; доцент РССУ). «10 оттенков тишины Джона Кейджа»
13:30 — 14:30 Обед
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ СЕКЦИИ (ауд. 1050, ауд. 827)
Зарубежная литература и другие медиа
Модератор — Екатерина Белавина
Ауд. 1050 14:30 — 18:00
1.Калинина Екатерина (к.ф.н.;МГУ,филологический факультет).«Тишина как условие письма в„романе о романе” М. Пруста и В. Набокова»
2.Яковец Анна (аспирант; МГУ, филологический факультет), «Молчание как коммуникативный саботаж в пьесе Томаса Бернхарда„Перед уходом на пенсию”(1979)»
3.Гладощук Анастасия (к.ф.н.; МГУ, филологический факультет). «Дихотомия Слова и Молчания в творчестве О. Паса»
4.Патраков Альберт (аспирант; РГГУ, отделение социокультурных исследований). «Неслышимый субъект между музыкой Pink Floyd и зрителем»
5.Сазонова Анна (магистрант; МГУ, философский факультет). «Тишина в Библиотеке Борхеса»
6.Харланова Ксения (магистрант; МГУ, филологический факультет). «Оттенки звучания темы тишины в рассказе Хулио Кортасара„Случай с Мигалас”»
Кофе-брейк
7.Голубицкая Ника (аспирант; МГУ, филологический факультет). «Musicien du silence: молчание в поэзии Стефана Малларме (от тишины метафорической до тишины видимой и звучащей)»
8.Любимская Ольга (диссертант; ТюмГУ, Институт социально-гуманитарных наук) «Поэтика молчания в американской прозе 1950-х гг. (Дж. Д. Сэлинджер, Т. Капоте)»
9.Соломонова Алина (аспирант; СПбГУ, филологический факультет, Петербургский институт иудаики, ст. преп.), «Голос „Кабинета доктора Калигари”: наброски к описанию феномена диалогической избыточности немого кино»
10.Швец Анна (аспирант; МГУ, филологический факультет). «Тишина как приём в киноадаптации текста: немая сцена и немой жест как визуальные эквиваленты повествовательных блоков (на примере адаптации„Белых ночей“ Висконти и Брессоном)»
Русская литература
Модератор — Александр Криницын
Ауд. 827 14:30 — 18:00
1.Коровин Владимир (доцент, д.ф.н.; МГУ, филологический факультет). «Молчание ангелов в Гефсиманском саду: Ф.-Г. Клопшток, А. де Виньи, И.С. Никитин, Н.М. Минский и В. Я. Брюсов»
2.Анохина Юлия (н.с. ИМЛИ им. А.М. Горького РАН). «Своеобразие воплощения идей тишины и памяти в философской лирике Е.А. Боратынского»
3.Криницын Александр (д.ф.н.; МГУ, филологический факультет). «Полифония молчащих: о специфике философского дискурса у Достоевского»
4.Кольцова Наталья (доцент, к.ф.н.; МГУ, филологический факультет) «„Безмолвный концерт” и„немая симфония”как структурные принципы прозы Г.Газданова»
5.Максимова Ольга (доцент, к.ф.н.; СыктГУ, Институт гуманитарных наук) «Тишина в художественной картине мира А. Грина»
Кофе-брейк
6.Виноградова Ольга (магистрант; НИУ ВШЭ, Школа филологии), «Тишина не по-детски: „звуки и голоса“ в короткой прозе Сергея Козлова»
7.Симкина Виктория (аспирант; МГПУ, Институт филологии). «Метафизика тишины в прозе Виктора Пелевина»
8.Сырысева Диана (магистрант; МГУ, филологический факультет). «Тишина в образной системе повести Салавата Юзеева„Сквозняк тишины”»
Закрытие конференци
Конференция будет проходить на филологическом факультете МГУ (1-ый гуманитарный корпус, ауд. 827). Для прохода в здание необходимо иметь пропуск, который можно заказать по адресу: silenceconference2018@gmail.com
НЕ ПОЗДНЕЕ 5-ГО ДЕКАБРЯ
Приглашаются все желающие!