- Это мероприятие прошло.
Прагматика дейксиса и работа литературного воображения
2019 28 февраля:16:30–18:00
28 февраля 2019 в 16.30
кафедра теории дискурса и коммуникации
проводит круглый стол
Прагматика дейксиса и работа литературного воображения
Почему и чем нам интересна литература? «Почему мы придаем такое значение и посвящаем столько усилий текстам, которые в большой степени содержат притворные речевые акты?» Формулируя этот вопрос, Джон Серль признавал: «Ответ отчасти был бы связан с весьма существенной ролью, обычно недооцениваемой, которую в жизни людей играет воображение и не менее существенной ролью, которую находящиеся в общем пользовании продукты воображения играют в социальной жизни людей». Но о взаимосвязи воображения и слова мы знаем недостаточно.
Литературное произведение – целостный объект, внутренне интегрированное символическое поле. Его восприятие предполагает в реципиенте сосредоточенность и в то же время чуткость к множественности субъектных ипостасей, способность пребывать одновременно в разных, соотносимых друг с другом мирах. Ориентация в воображаемом пространстве-времени сопрягается с телесным опытом — виртуальным, измененным относительно переживания собственной (читателя) конкретной физичности. Важным стимулом к формированию такого опыта является дейктическая система текста, задающая координатную сетку возможных перемещений читателя в пространстве произведения. К. Бюлер считал возможным говорить о дейктике «am Phantasma»: особых случаях, когда ориентирующие жесты исходят от воображаемого субъекта-созерцателя, или когда воображаем предмет указания, или оба они разом. В искусстве такие особые случаи оказываются правилом.
Дейксис связан с общими вопросами моделирования субъектности в тексте, интересными в равной мере для литературоведов и лингвистов, семиотиков и когнитивистов. Возможен ли продуктивный диалог между нами на почве проблематики литературного воображения, его природы и функций? Как именно дейктические элементы речи реализуют коммуникативную функцию в искусстве слова? Как дейксис связан с фикциональностью, сложными эстетическими эффектами, конструированием образа имплицитного читателя?
Основной докладчик – Д.Н.Ахапкин, к.ф.н., доцент кафедры междисциплинарных исследований в области языков и литературы факультета свободных искусств и наук, СпбГУ
В свете поставленных выше проблем мы обсудим стихотворение И. Бродского “Келломяки” и рассказ И. Бунина «Холодная осень».
Точные место и время встречи будут объявлены позже. Следите за обновлениями