- Это мероприятие прошло.
Философия и фотография
2017 2 ноября:19:00–21:00
Анонс лекции на сайте Арт-Музея
2 ноября 2017 года в Мультимедиа Арт Музее в рамках программы лекций «In fieri: философия в МАММ» состоялась встреча с Еленой Петровской, философом, антропологом и культурологом. Разговор был посвящён философии фотографии. В ходе дискуссии обсуждались работы Вальтера Беньямина, Ролана Барта, Розалинды Краусс и других теоретиков, занимавшихся феноменом фотографии.
Практически каждая беседа о фотографии, неизбежно приходит к обсуждению её отношений с искусством. Елена Петровская считает, что от фотографии исходит посыл: «Перестаньте потреблять искусство!» Но что же тогда есть фотография? По её мнению, фотография становится инструментом, который помогает анализировать окружающий мир. Категория авторства при этом перестаёт быть значимой, так как фотограф выхватывает фрагмент реальности и запечатлевает «вынесенную на поверхность» жизнь.
В эпоху высоких технологий изображение перестаёт быть знаком и становится формой сообщения, коммуникации. В пример Елена Петровская приводит широко распространённый феномен selfie – автопортретов. Ежедневно создаются миллионы подобных фотографий для социальных сетей. «Сейчас все художники, это замечательный демократический момент», – иронизирует докладчик. Однако полученные таким образом фотографии значительно отличаются от художественных автопортретов: изображение как таковое отходит на второй план. Первостепенным же становится импульс, приглашающий зрителя к диалогу.
Фотография сегодня работает на больших скоростях и потому оказывается на шаг впереди философии, так как проявляет то, что в последней ещё не оформлено. С помощью фотографии мы можем понять, как именно познаём мир: этот процесс сопровождается остановками мысли, похожими на отдельные кадры фотоплёнки. Мы вынуждены мириться с темпом цифровой эпохи, в которой живём, хотя у нас как у познающих – другие скорости.
Екатерина Бернадская,
магистрантка кафедры общей теории словесности
Лекция Елены Петровской вряд ли оставила равнодушным хотя бы одного человека, сидящего в маленьком и уютном зале Дома Фотографии. Обстановка была достаточно неофициальная, благодаря сотруднику музея, молодой девушке Вере, и самой Петровской. Они выбрали особый формат нашего общения – дискуссию. Вера вела беседу, на ход которой мы могли влиять, уточняя то, что непонятно, или высказывая собственные мысли. В результате получилась беседа, где все участники практически находятся на равных, а не монолог одного, где с трудом можно отследить и поддержать интерес аудитории. У Елены Петровской точно получилось и то, и другое. С уверенностью могу сказать, что меня разговор с этим удивительным человеком не отпускал ни на минуту. Можно поблагодарить ее за то, что, понимая, к какой аудитории идет, она не стала наводнять речь терминами, говорила о том, что понятно и интересно большинству.
В беседе Е.Петровская не уходила далеко от базовых статей Беньямина, Сонтаг и Барта и известных изучающим фотографию понятий «аура», studium, punctum. Но все это было показано с новой точки зрения, с развитием идей, с дополнениями. Меня заинтересовал ее подход к восприятию фотографии. Барт писал, что punctum может создать особую и неповторимую связь фотографии и зрителя. Развивая эту идею, Петровская говорила про деиндивидуализированного человека, человека, прочно связанного с обществом в том числе способностью находить в фотографиях что-то особенное и личное, одушевлять их. Эта способность есть у каждого, и через такую общность восприятия человек связан с другими.
На это накладываются мысли Петровой о массовой культуре. По-моему, впервые я услышала, что к нынешнему состоянию культуры относятся как к факту, не оценивая его. Речь шла о том, что в нынешней нашей культуре нет места для уникального. Человек перестал производить что-то, что имело бы дистанцию между зрителем, автором и самим творением, как, например, сакральные объекты. Появление фотографии способствовало исчезновению подобной дистанции и спровоцировало изменения в нашем видении мира, подтолкнуло к формированию «коллективного» мышления.
Александра Щерба,
студентка 2 курса филологического факультета