Поиск и просмотр Мероприятия навигации
2022 Ноябрь
«Человек: метафора». Cубъектность в литературных текстовых практиках
«Человек: метафора» — это высказывание Новалиса, как и положено романтичеcкому «фрагменту», не констатирует, а дразнит: провоцирует мысль к развитию. Оно созвучно сегодняшнему интересу к перформативным аспектам субъектности, механизмам метафорического соотнесения и связывания разных уровней и модальностей субъективного опыта: индивидуального и общего, повседневного и эстетического, своего и чужого, чувственного, эмоционального и интеллектуального и т.д. В свете этого подхода литература становится по-новому интересна, как дискурс, который приглашает пишущих и читающих к актуализации и критической ревизии этих видов опыта. Субъектность в литературном тексте…
Узнать больше »2023 Февраль
Межвузовская научная конференция “Буква как поликодовое сообщение”
Что может делать буква – минимальная единица письменно-печатного текста, – кроме как служить образованию слов? По-настоящему, ее действенность многомерна, – ведь букву мы видим – воспринимаем как форму и образ, а также слышим – соединяем со звуком и ассоциируем с движением, жестом написания. В современном поликодовом, мультимодальном тексте коммуникативный потенциал, информационная емкость буквы резко возрастают, но и, оглядываясь в прошлое, мы и там начинаем замечать нечто подобное. Разве не сходны в чем-то способы использования и восприятия древних магических символов…
Узнать больше »2023 Март
Круглый стол «”Несказанное” как предмет художественного перевода»
Лакуна, пробел, умолчание в литературном тексте – не случайность, не пустота, а признак смысловой наполненности, эстетической полноценности. Посредством лакуны поэт/ писатель исследует наощупь границы возможностей языка, наррации, коммуникации. Читателя неполнота художественной структуры побуждает к внутренней работе со-творчества, что делает контакт с произведением свободным, интимным, активным и тем самым – источником эстетического удовольствия. Лакунарность в художественном тексте представлена разнообразно: при желании можно различать «нескАзанное», (то, что может быть сказано, но не говорится по тем или иным причинам и нередко понимается из…
Узнать больше »Круглый стол “Эмоция, перцепция, метафоризация в свете лингвокреативности”
Кафедра общей теории словесности продолжает прерванный после завершения проекта «Полифония большого города» разговор и приглашает принять участие в круглом столе "Эмоция, перцепция, метафоризация в свете лингвокреативности", чтобы обсудить следующий круг вопросов: эмоции как катализатор лингвокреативной способности Человека Говорящего; перцепция как основа метафоризации в лингвокреативной деятельности; роль метафоры в познании и осмыслении мира; метафора и миф; метафора и лингвокреативность; актуальные подходы к изучению эмоции, перцепции и метафоры в современной филологической науке. ПРОГРАММА Приветственное слово декана филологического факультета МГУ, д.ф.н., проф.…
Узнать больше »2023 Апрель
Круглый стол “Популярное в литературе и культуре: историческая изменчивость понятия”
Понятие популярного исторически изменчиво. Его актуальное наполнение обусловлено процессами коммодификации культуры, распространением технологий массового тиражирования, формированием широкой читательской/зрительской аудитории. Оно также поддерживается разнообразными риторическими стратегиями и в речевых практиках наделяется дополнительными коннотативными значениями. Оно не только не нейтрально, но – соткано из парадоксов. Популярность модного бестселлера подразумевает сиюминутный успех, а популярность «классики» - вневременную актуальность. В глазах одних популярность - результат эффективной рекламы, формирующей вкусы массового потребителя, в глазах других - результат свободного и сознательного выбора аудитории. Сложный характер функционирования…
Узнать больше »