- Это мероприятие прошло.
Рок-поэзия как объект филологии
2019 16 апреля
Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
приглашает на конференцию
“Рок-поэзия как объект филологии”
16 апреля 2019 г.
12:00, ауд. 972
Словосочетание «рок-поэзия» впервые использовано по-английски ровно полвека назад (в антологии The Poetry of Rock, 1969), по-русски чуть позже (А. Троицким на страницах самиздата «Ухо» в 1982 г.), с тех пор оно вошло и в академический лексикон. В самой этой формуле можно прочитать и стыдливое желание «приподнять» популярную песню до статуса «настоящей поэзии», и попытку создать в пределах нового вида искусства эстетические иерархии, и исполненное исследовательского любопытства намерение применить филологический инструментарий к новому материалу, разомкнув таким образом границы «традиционного литературоведения».
В силу особой роли рок-культуры в последние годы существования СССР, ее полуподпольного — одновременно и «элитарного», и «периферийного» статуса — слова играли в ней едва ли не более важную роль, чем музыка. Возможно, именно это способствовало большему вниманию к текстовому компоненту песен как со стороны слушателей, так и со стороны исследователей. Формируется своеобразная, не имеющая полноценных зарубежных аналогов «рок-филология», в рамках которой песенный текст изучается как с литературоведческих, так и лингвистических позиций. Первопроходцами в этом направлении могут по праву считаться И. Кормильцев, О. Ю. Панова (Сурова), Ю. В. Доманский и целый ряд исследователей, связанных со сборником «Русская рок-поэзия: текст и контекст». Все они, так или иначе, ставили перед собой вопросы методологического характера, касающиеся как границ подлежащего анализу материала («Что такое рок-поэзия?»), так и выбора теоретических моделей для описания связей между текстовым и музыкальным компонентами рок-песни (креолизованный текст, поликодовый текст и т.д.).
Идея конференции состоит в том, чтобы зафиксировать современное состояние методологической рефлексии в этом поле и наметить возможности для расширения его теоретических основ. Возможные вопросы для обсуждения включают в себя:
1) Как эволюционировали представления о песенном тексте за последние годы? Имеет ли смысл говорить о «рок-поэзии» как об особом виде песенного текста?
2) Какие междисциплинарные связи напрашиваются, но не формируются или формируются с трудом?
3) В частности, каков статус привлечения новых подходов и установок в гуманитарных науках (когнитивная поэтика, корпусная лингвистика, «антропологический поворот», media studies, sound studies)?
4) Каковы основные векторы институционализации исследований рок-поэзии и песенной поэзии в широком смысле?
Конференция пройдет в 1-ом гуманитарном корпусе МГУ. Слушателям не из МГУ для прохода в здание необходим пропуск. Для его оформления просим прислать вас ФИО на адрес rockpoetryconference@gmail.com
НЕ ПОЗДНЕЕ 15-ГО АПРЕЛЯ!