XVII международная гуманитарная летняя школа
в МГУ им. М. В. Ломоносова
30 июня — 4 июля 2014
Визуализация знания: визуальная грамотность в составе высшего образования
Развитие новых медиа ведет к тому, что все больший объем информации мы получаем через образы и все чаще думаем при их посредстве – передаем знание, учим и учимся. Умение использовать образы как инструменты мысли, строительный материал культуры насущно для современного профессионала, независимо от сферы специализации. Перед высшим образованием встает, соответственно, важнейшая задача — повышения грамотности мультимодальной, соединяющей в себе как традиционные ее виды (вербальные, «буквенные», текстовые), так и новейшие (аудиовизуальные, цифровые).
Отвечая на этот вызов, ведущие университеты мира создают междисциплинарные программы медиа-исследований и целенаправленно развивают визуальный вектор в рамках традиционных дисциплин, облегчая освоение учащимися языков кино и фотографии, видео и интернета. Визуальная грамотность в широком ее понимании — это умение «читать», интерпретировать, анализировать, создавать, оценивать сложные образные сообщения. Сегодня это — базовый и по-своему решающий компонент культурной компетенции. От эффективности освоения основ визуальной культуры в системе образования, как гуманитарного, так и естественнонаучного, зависит, станет ли вездесущая культура образов новым «опиумом для народов» или новым, мощным ресурсом развития творческого и критического интеллекта.
В рамках XVII летней школы американские и российские специалисты, разработчики уже действующих и формирующихся программ визуальных исследований, теоретики и практики, смогут обменяться актуальным опытом и познакомить с ним начинающих коллег. Будут обсуждены следующие вопросы: что входит в состав визуальной грамотности? как планировать и строить программы визуальных исследований разного уровня, с учетом разности дисциплинарных контекстов? как внедрять и использовать визуальные техники в исследовательской работе? как адаптировать имеющийся международный опыт к условиям российской высшей школы?
Приоритет будет отдан интерактивным занятиям и семинарским дискуссиям на основе индивидуальных презентаций. Рабочие языки — английский и русский.
Внимание будет сфокусировано на проблемах гуманитарного образования, но заявки заинтересованных коллег, представляющих другие дисциплины, будут также рассмотрены.
Преподавателей вузов или аспирантов, желающих участвовать (на конкурсной основе) в работе XVII летней гуманитарной школы, просим заранее связаться с координатором Екатериной Калининой по адресу discours@philol.msu.ru (с пометкой «Летняя школа»).
«Интерес к „новой визуализации“» (заметка о летней школе в газете «Московский университет», 2014, октябрь, № 16, с. 3)