к.ф.н., ст. преп. Е. А. Калинина
К проблеме отношений литературы и фотографии литературоведение обратилось сравнительно недавно – в 80-е годы ХХ века, тогда как сама литература откликнулась на возникновение нового типа воспроизведения образа практически сразу после появления первых дагерротипов. Писателей интересует природа фотографического образа, его связи с временем, смертью, памятью, его способность не только объективно фиксировать реальность в мельчайших деталях, но и выявлять то, что скрыто от человеческого взгляда. Многие авторы включают описание фотографии в текст произведения, и фотографический снимок становится важной художественной деталью, нередко – отправной точкой для повествования или основой лейтмотива. Фотография может также «сопровождать» текст в качестве иллюстрации, дополняя его, усиливая его выразительность или даже частично заменяя его.
К началу ХХ века в литературе оформляется определенный тип взгляда, акцентирующий «моментальность», дискретность и неподвижность образа, возникающего из тишины, игры света и тени. Такой взгляд – «писателя-фотографа» – в дальнейшем противопоставляется в ряде произведений взгляду «писателя-кинематографиста».
Задача данного курса — проанализировать разные типы обращения к фотографии в художественном тексте и поразмышлять над природой и спецификой «фотографического взгляда» в литературе.