Ирина ГоловицкаяСпециалист, выпуск 2013-го года— Что повлияло на выбор кафедры? Почему именно кафедра дискурса и коммуникации? Мы были последними, кто учился по программе специалитета. Сначала я училась на кафедре истории русской литературы, курсовую писала по Гоголю – по экранизации «Мертвых душ». Когда пишешь про «конвертацию» литературного текста в кинотекст, невозможно обойти тему семантики, избежать бесконечного чтения Лотмана по ночам… Изначально, когда я только поступила на филфак, мы не очень много знали про разные кафедры, особенно про кафедру дискурса. Студенту после школы в целом не очень понятно, чем занимаются на кафедре теории словесности. Но у нас были спецкурсы и общий поточный курс, и я поняла, что это то, что мне интересно, особенно спецкурсы и спецсеминары И. В. Захаренко и В. В. Красных. У И. В. и В. В. я занималась прецедентными феноменами, диплом назывался так: «Манежная, Болотная, Триумфальная площади как формирующиеся прецедентные феномены русской лингвокультуры». На Манежной был митинг 2010-го года, на Триумфальной уже много лет собирались сторонники Лимонова, на Болотной к тому моменту уже произошло много масштабных митингов. Мне показалось интересным связать феномен «площади» как особого места в городе, имеющего определенные культурные коннотации, с политическим контекстом. –Каковы сильные стороны программы на кафедре дискурса на Ваш взгляд? Во-первых, естественно, это темы. Во-вторых, меня очень привлек междисциплинарный подход. В какой-то момент это стало откровением, что на филфаке можно слушать курс про культурологию, про психолингвистику, обсуждать какие-то вещи, которые на первый взгляд не имеют прямого отношения к филологии. Возникало ощущение, что ты помимо своей специальности овладеваешь и другими — соседними, и это очень расширяет исследовательские горизонты. Кроме того, преподаватели никогда ни в чем тебя не ограничивали, всегда поощряли за инициативность, поддерживали, мягко направляли и указывали на слабые места. Учитывая мой последующий опыт работы, я убеждаюсь, насколько важно в гуманитарном образовании, когда поддерживают свободу и желание попробовать разные подходы, методы. Именно это происходило на кафедре.. Еще преподаватели на кафедре словесности — сами по себе очень интересные личности. Ты попадаешь на кафедральное мероприятие и оказываешься среди людей, которые классно шутят, которые относятся друг к другу и к студентам очень по-человечески, каждый — объемная, харизматическая личность. Личная симпатия к преподавателям кафедры была для меня довольно важным фактором. По ним было видно, что они кайфуют от своей темы и от работы в целом. Это всегда бросалось в глаза, среди них было очень приятно находиться.
–Как обучение на кафедре повлияло на Вашу дальнейшую профессиональную жизнь? Через полтора месяца я еду в Америку учиться в магистратуре по антропологии. В мотивационном письме надо было написать, что тебя выделяет из других кандидатов. Я хотела написать стройный рассказ, но достаточно личный и уникальный, и вот что поняла: учеба на филфаке и на кафедре в частности учит тебя чуткости к жизни в целом. Ты воспринимаешь мир как текст. Это очень ценное ощущение, которое помогает работать со многими неочевидными вещами и вообще находить их: это очень тонкие материи, которые сложно уловить и сформулировать. Чувство свободы и интереса к смежным дисциплинам, которое поддерживали на кафедре, стремление куда-то двигаться — пожалуй, самое главное, в чем кафедра мне помогла. Когда это есть, дальше ты сам найдешь, как это применить. |