- Это мероприятие прошло.
Международная конференция «Ломоносовские чтения 2021» (секция филологических наук)
2021 27 апреля:15:00–19:00
27 апреля 2021 г. состоится Международная конференция «Ломоносовские чтения 2021» (секция филологических наук).
Заседание секции кафедры общей теории словесности начнется в 15:00.
Программа секции “Субъектность в речи: между языковым кодом и дискурсивным конструктом”
- “Джеймс Миранда Барри”: гендерная идентичность в аспекте перевода. Доклад доцента Борисенко А.Л.
- Авторский стиль в аспекте «воплощенности» (о переводах Гюстава Флобера). Доклад профессора Венедиктовой Т.Д.
- Лирический герой и внутритекстовое Я в песенном тексте. Доклад доцента Логутова А.В.
- Читатель как творческий субъект в литературной коммуникации (на примере группы «Гилея»). Доклад спец. УМР Швец А.В.
- Зритель как «нечеловеческий» субъект (на примере фильма «Реинкарнация» Ари Астера, 2018). Доклад преподавателя Зубова А.А.
- «Невротическая субъектность» как конструкт в кинотексте (на примере фильмов Р. Сиодмака). Доклад ст. преподавателя Рыбиной П.Ю.
- “Все преходяще, а музыка вечна… (русская лингвокультура от классики до наших дней)”. Доклад профессора Красных В.В.
- “Я бывают разные”: характеристики субъекта коммуникации в “экзотических” языках/культурах. Доклад доцента Ромашко С.А.
С полной программой конференции можно ознакомиться здесь
АННОТАЦИИ ДОКЛАДОВ
Борисенко А.Л., к.ф.н., доц.
«Джеймс Миранда Барри»: гендерная идентичность в аспекте перевода
В докладе описаны основные случаи, когда грамматический род становится переводческой проблемой. В основной части доклада рассмотрены проблемы перевода романа Патрисии Данкер “Джеймс Миранда Барри”, связанные с гендерной неопределенностью персонажа; рассматриваются особенности русского и английского языка, позволяющие поддерживать подобную языковую игру.
Венедиктова Т. Д., д.ф.н., проф.
Авторский стиль в аспекте «воплощенности» (о переводах Гюстава Флобера).
Рассмотрены методологические сдвиги, происходящие в сфере исследований индивидуального авторского литературного стиля: уход от лингвоцентризма, сосредоточение на прагматике интерсубъектного взаимодействия, слабо осознаваемых аспектах инференционной деятельности, эстетических проявлениях «воплощенного сознания» (embodied cognition). Рассмотрен также феномен переводческого внимания (или не-внимания) к стилистическому пласту прозы Г. Флобера и к категории «абсолютного стиля».
Логутов А.В., к.ф.н., доцент
Лирический герой и внутритекстовое Я в песенном тексте.
Доклад А. Логутова был посвящен конструированию субъекта в популярном песенном тексте и связям последнего с лирическим жанром в поэзии. Рассмотрение песенного текста как разновидности лирики — широко распространенное явление в научной и околонаучной литературе. Оно предполагает, в частности, уподобление «я»-субъекта песенного текста лирическому герою. В докладе была предпринята попытка наметить границы применимости такого подхода.
Зубов А.А., к.ф.н., преп.
Зритель как «нечеловеческий» субъект (на примере фильма Ари Астера «Реинкарнация», 2018)
В докладе автор рассматривает один сюжет из истории репрезентации, связанный с изображением «нечеловеческого». Современный подход к изображению нечеловеческого, невозможного, сверхъестественного был предложен в литературе 19 века, он заключается в передаче странного через субъективное созерцание героя, с которым читатель себя идентифицирует. В кинематографе этот подход «испытывается на прочность»: можно ли передать субъективное видение на экране, где сверхъестественное является зрителю «во плоти»? В докладе проанализирован фильм А. Астера как интересный ответ на творческий вызов, который технология кинематографа бросает традиции литературной репрезентации.
Красных В.В., д.ф.н., проф.
Все преходяще, а музыка вечна… (русская лингвокультура от классики до наших дней)
В докладе представлен алгоритм современного лексикографического описания единиц лингвокультуры, позволяющий выявить «функционально значимые для культуры смыслы» (В.Н. Телия), – на примере зооморфного стереотипа «аист». Приведенный иллюстративный материал позволил наглядно продемонстрировать культуроносные смыслы, стоящие за данной единицей и воспроизводимые как в классической литературе XIX – начала XX вв., так и в современных текстах. Дополнительно были приведены примеры использования невербальных прецедентных феноменов (напр., классических живописных полотен) в современных СМИ, доказывающие сохраненность и стойкое воспроизведение единых смыслов.
Рыбина П.Ю., к.ф.н., ст.преп.
«Невротический субъект» в нуарных адаптациях Роберта Сиодмака
Доклад посвящён одному из ключевых аспектов поэтики классических фильмов нуар (1940—50-е годы). Эти адаптации литературных текстов (детективных романов 1930–40-х годов) недостаточно исследованы не столько с киноведческих, сколько именно с интермедийных позиций. В центре внимания—три фильма Роберта Сиодмака («Леди-призрак», «Тёмное зеркало», «Винтовая лестница»). Предметом обсуждения становится фигура «невротического субъекта». Придерживаясь стратегии «невротизации» литературного оригинала, Сиодмак создаёт аудиовизуальную поэтику для репрезентации психологически аномалий (образы зеркала и телефона).
Швец А.В., к.ф.н., спец. по УМР 2-й категории
Читатель как творческий субъект в литературной коммуникации (на примере деятельности группы «Гилея»)
В докладе рассмотрена прагматическая установка кубо-футуристов, предполагаюшая не только намеренную провокацию и оскорбление реципиента, но и вовлечение в публичную поэтическую акцию. Партиципативное поведение публики в рамках «скандальных» кубо-футуристических акций сводимо к двум профилям: скептик/«критик» и потенциальный «союзник». «Критик» предпочитает помещать высказывание в однозначный контекст и трактует его буквально, «союзник» готов воспринять высказывание во множестве контекстов и принять участие в игре, сопровождающей прагматическую реализацию высказывания. Последний тип рецептивного поведения становится залогом творческого участия адресата в коммуникативном эксперименте авангарда.
Ромашко С.А., к.ф.н., доцент
“Я бывают разные”: характеристики субъекта коммуникации в “экзотических” языках/культурах
В докладе рассматриваются пересечения логических, грамматических и социокультурных характеристик субъектности на материале речевой деятельности представителей разных языковых общностей. Категория субъектности возникает благодаря логике, но при вхождении этой абстрактной категории через грамматическую структуру в реальность различных видов дискурса, возникают парадоксы, анализ которых позволяет вскрыть многомерность динамики существования языка как составляющей человеческого существования.