Поиск и просмотр Мероприятия навигации
2019 Сентябрь
Миметическая коммуникация в литературе и в жизни
Кафедра общей теории словесности приглашает принять участие в дискуссии по докладу Сергей Зенкин Миметическая коммуникация в литературе и в жизни Что такое миметическая коммуникация? Почему ею пристально интересуется сегодня гуманитарная теория, включая теорию литературы? Как можно использовать эту аналитическую призму при работе с художественным текстом? «Возможно, человек не обладает ни одной значительной функцией, на которую не оказала бы решающее воздействие миметическая способность… Язык можно считать высшей ступенью миметического поведения и наиболее полным архивом нечувственных подобий: это медиум, в который вошли…
Узнать больше »2020 Ноябрь
Эффект правдоподобия и проблема литературного воображения: к культурной истории феномена
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Филологический факультет Кафедра общей теории словесности (дискурса и коммуникации) 13—14 НОЯБРЯ 2020 ГОДА НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Эффект правдоподобия и проблема литературного воображения: к культурной истории феномена» Эффект правдоподобия – универсальный механизм вовлечения читателя в литературную игру. Текст приглашает к «воздержанию от недоверия» – обживанию воображаемого мира, фикциональную природу которого адресат сознает ясно, но временно «забывает». Формирование литературного воображения как культурного навыка, необходимого для распознавания художественной условности именно как условности, игры, тесно связано…
Узнать больше »2021 Апрель
Международный круглый стол «Жанр в когнитивной перспективе: модели взаимодействия читателя с текстом»
Современная теория предлагает видеть в жанре инструмент коммуникации и понимания (не только классификации). Жанр реализуется в пространстве интерсубъективного взаимодействия автора и читателя и является необходимым условием общения. Отсюда – интерес когнитивных исследований к жанру как ментальной схеме, которая каким-то образом задействуется в ходе литературного чтения и обусловливает эстетическое восприятие. Схема локализуема как в индивидуальном, так и в коллективном сознании, имеет под собой как биологические, так и социокультурные основания. Ее «работоспособность» определяется устойчивостью, узнаваемостью и в то же время гибкостью, адаптируемостью…
Узнать больше »2022 Ноябрь
«Человек: метафора». Cубъектность в литературных текстовых практиках
«Человек: метафора» — это высказывание Новалиса, как и положено романтичеcкому «фрагменту», не констатирует, а дразнит: провоцирует мысль к развитию. Оно созвучно сегодняшнему интересу к перформативным аспектам субъектности, механизмам метафорического соотнесения и связывания разных уровней и модальностей субъективного опыта: индивидуального и общего, повседневного и эстетического, своего и чужого, чувственного, эмоционального и интеллектуального и т.д. В свете этого подхода литература становится по-новому интересна, как дискурс, который приглашает пишущих и читающих к актуализации и критической ревизии этих видов опыта. Субъектность в литературном тексте…
Узнать больше »2024 Октябрь
Круглый стол “КНИГА КАК СОБЫТИЕ: «ИСКУССТВО КИНО» Д. БОРДУЭЛЛА, К. ТОМПСОН, ДЖ. СМИТА В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ”
Кафедра общей теории словесности филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и программа «Литература и кино» (рук. - П.Ю. Рыбина) приглашают принять участие в круглом столе Книга как событие: «Искусство кино» Д. Бордуэлла, К. Томпсон, Дж. Смита в русском переводе. В рамках круглого стола состоится встреча с авторами перевода на русский язык классического для современных гуманитарных наук труда - «Искусство кино: Введение в историю и теорию кинематографа» Д. Бордуэлла, К. Томпсон и Дж. Смита, опубликованного впервые в 1979 году и с…
Узнать больше »