Предметом данного курса является изучение национально-культурной специфики языкового сознания, речевой деятельности в свете лингво-когнитивного и лингвокультурологического подходов, позволяющих выявить способы, которыми язык воплощает в своих единицах, хранит и транслирует культуру. В фокусе рассмотрения — структурирование фрагментов национальной языковой картины мира посредством сложной многослойной архитектоники знаний, образов, представлений, а именно, рассмотрение того, каким образом информация о специфическом национальном восприятии мира, межличностных, социально-групповых отношениях, осознании своего «Я», самоидентификации человека в мире «фиксируется» в языке и проявляется в дискурсе.
В ходе занятий обсуждаются темы: лингвокультурологический и лингво-когнитивный подходы к коммуникации; роль метафоризации в описании национально-культурной компоненты дискурса; тело человека как источник познания и осмысления мира; архетипическая оппозиция «свой-чужой» в пространственном коде культуры; представление о временном континууме, отношение человека ко времени; «наивная» философия природы и ее отображение в языке; биоморфный и предметный коды культуры в моделировании действительности и др.