фантастическое как эффект

Дорогие друзья, приглашаем вас посетить круглый стол «ФАНТАСТИЧЕСКОЕ КАК ЭФФЕКТ», который пройдет на нашей кафедре 8 апреля в 16:00. Среди докладчиков и слушателей будут не только наши коллеги с филфака, но и представители философского факультета и Института Журналистики и Литературного Творчества. Будет интересно!

Исследователи и поклонники жанра говорят об опыте чтения фантастики как об особом интеллектуальном переживании, которое в 1940-е годы в Америки стихийно получило обозначение «ощущение чудесного» (sense of wonder). Эстетический и эвристический аспекты «ощущения чудесного» тесно связаны. Содержание эффекта описывается по-разному, но его общая характеристика – согласно определению Дарко Сувина – «когнитивное остранение» читателя от привычного эмпирического окружения. Научно-фантастический текст представляет собой мысленную экстраполяцию современного состояния человечества в потенциально возможное будущее. Моделирование в научной фантастике происходит в технологическом, социальном, культурном, языковом, философском и других аспектах. На протяжении истории формы моделирования то поочередно сменяли одна другую, то существовали одновременно, но, так или иначе, явственно демонстрировали, что научная фантастика является одним из действенных инструментов совершения интеллектуальных экстраполяций. 

 

Описанная таким образом природа жанра представляет интерес для филологов, социологов, лингвистов, философов, психологов, историков науки и представителей многих других гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Филологи, пристально изучающие поэтику фантастических текстов, обнаруживают, что она не может быть описана в рамках привычной модальности литературного чтения как «временного отказа от недоверия» (willing suspension of disbelief), а предполагает буквалистское, критически-рациональное восприятие. Философы, психологи и социологи видят в фантастике экспериментальные «лаборатории» по изучения воображаемых миров, раскрывающих возможности методов описания, анализа и интерпретации. 

Фантастика – шире, чем только лишь явление литературы. Она существует почти во всех формах бытования и функционирования современных медиа – от литературы и кино до видеоигр, музыки и архитектуры. Эффекты фантастического зависят от медийного воплощения и тем самым обращаются к особым интерпретативным подходам.

 

Фантастическое как эффект, существуя на стыке дисциплин и медийных практик, открывается пониманию только в русле междисциплинарного диалога и взывает к метатеоретической рефлексии о возможностях и ограничениях методов ее анализа. 

 

По всем вопросам пишите на адрес kovshova_ann@mail.ru

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *