Теория культурной коммуникации — поле актуального общегуманитарного диалога, сотрудничества литературоведения, лингвистики, культурологии, социологии и ряда других дисциплин.
В мире вокруг нас стремительно растет число практик общения, усложняется их состав. Размываются границы между устными и письменными, художественными и нехудожественными текстами. Слово как никогда свободно путешествует в глобальном и трансмедийном пространстве, его политическая, коммерческая, эстетическая действенность — предмет живого общественного интереса, порой и беспокойства, источник новых возможностей социального творчества.
Бытование словесности в электронной, аудиовизуальной среде и современной культуре в целом требует новых исследовательских подходов, в свете которых по-новому раскрывается и историческое наследие. Теория культурной коммуникации, разрабатываемая в этом русле, — основа для освоения азбуки медийных языков, новых и старых, для понимания их сравнительной специфики и взаимодействия в ансамбле культуры. В поле нашего внимания находятся, соответственно, жанры повседневного общения и литература, языки театра, кино, рекламы и СМИ, новые речевые возможности, порождаемые Интернетом.
В курсе магистратуры к обязательному освоению предлагаются следующие проблемные сферы: культурная коммуникация в социально-философском, эстетическом и лингвистическом аспектах; теория дискурса; история и теория медиа; основы лингвокультурологии и психолингвистики; современные теории текста, образа, повествования, мифа; категории вымышленного, воображаемого, виртуального в речевой культуре; история, философия и практика перевода.
Освоение теоретических дисциплин подкрепляется работой в семинарах, участием магистрантов в коллективных исследовательских проектах и творческих мастерских. Круг предлагаемых тем широк:
- конструирование национальной идентичности;
- способы описания культурного пространства;
- практики чтения, перевода, комментирования;
- практики академического и медийного письма;
- трансмедийный перевод (вербальное и визуальное, например, литературное произведение на сцене и в кино, эстетика рекламы);
- массовая словесность, субкультурные речевые практики (например, рок-поэзия),
- и другие.
В ходе обучения магистранты углубляют навыки филологической работы и ориентации в современной информационной среде, совершенствуют знание иностранных языков. Выпускник магистратуры получает подготовку к полноценной и разносторонней профессиональной деятельности за пределами университета. Магистры данного профиля востребованы в научно-аналитических и образовательных, общественно-политических, коммерческих, информационных структурах, институтах масс-медиа.
См. также:
Магистерская программа “Теория и практика коммуникации“
Коммуникация, речь, культура (программа для магистров и аспирантов по кафедре общей теории словесности)
Темы для вступительного собеседования в магистратуру