«Не остановись, мгновение, а продлись навсегда» –
Так в своих дневниках М.М.Пришвин пишет о фотографии. В сознании русского читателя со школьной скамьи Пришвин традиционно идентифицируется как “певец природы”, однако это только одна часть его трудов. Фотографии, сделанные писателем, и его дневники, которые без сомнения можно назвать главным трудом его жизни, были впервые опубликованы только после отмены цензуры в конце 20 века. Это неудивительно, ведь из-за политической обстановки в стране в то время Пришвин вынужден был вести дневник тайно – публикация его записей могла стоить ему жизни.
Именно разбором и публикацией дневников и фотографий Пришвина занимается Яна Зиновьевна Гришина, ведущий научный сотрудник музея М.М. Пришвина (Государственный литературный музей). Одной из главных предпосылок для проведения семинара стал факт, что в пространстве пришвинского дневника фотографическое изображение и текст представляют собой единое целое и не только разными средствами описывают одни и те же явления, наблюдения и переживания автора, но и, становясь свидетельством современной ему эпохи, создают новое интертекстуальное пространство.
Несмотря на неприятие Октябрьской революции, в своих дневниках писатель оставался объективен и записывал то, что окружало его, свои размышления. Личный протест Пришвин считал бесплодным и называл его “путём безумия”. Для него протест заключался в сохранении личной, внутренней свободы, которая существовала в его мыслях и раскрывалась в его дневниках. Они – не способ противостояния политическому режиму, но отражение реалий эпохи, свидетелем которой Пришвин себя считал. Обращение к фотографии обусловлено тем, что в ту эпоху реальность менялась очень быстро, люди рождались и умирали. Именно фотографии, по мнению Пришвина, сохраняли культурную память, обеспечивали преемственность традиций. Фиксация деталей на пленку позволяла сохранить их во времени, это же относилось к фотографиям людей.
Участникам семинара были представлены для анализа три фотографии, соотнесённые с отрывками из текста дневников. В ходе дискуссии действительно оказалось, что в дневниках Пришвина фотография и текст равнозначны и функционируют в комплексе, дополняя и раскрывая ход мыслей автора.
Александра Газе, Наталия Мехтиева, Мария Артюшина
(студентки 3 курса филологического факультета МГУ)
Е..А.Калинина
Я.З.Гришина
Фото: Анастасия Сударикова (студентка 3 курса филологического факультета МГУ)