Отчёт о работе секции “Современная фантастика от эпики до RPG”

ОТЧЁТ О РАБОТЕ СЕКЦИИ «СОВРЕМЕННАЯ ФАНТАСТИКА ОТ ЭПИКИ ДО RPG»

Счастливы те люди, которые могут выбрать в науке путь, приятный им и в жизни, и вложить в своё исследование что-то помимо хорошей методики, глубокого знания материала и истории вопроса. На конференциях почти всегда встречаешь именно таких людей, счастливых. Во всяком случае, это я точно могу сказать о подсекции конференции молодых учёных «Ломоносов» «Современная фантастика от эпики до RPG» (14.04.2016), в работе которой я приняла живое участие. На примере относительно молодой отрасли науки, такой, как фантастоведение, особенно ярко видно, что за статус научной дисциплины сражаются те, кто никогда не задаст вопроса «а зачем это?», а спросит «что ещё можно сделать? как именно?».

Огромную благодарность хочется выразить Елене Николаевне Ковтун, руководителю подсекции и ведущей исследовательнице в области фантастики, и моему коллеге Артёму Александровичу Зубову, а также всем участникам, докладчикам, гостям.

Елена Николаевна в приветственном слове отметила вновь возросший интерес к теме исследований фантастики. Это так, и это вселяет большую радость. В зале действительно яблоку негде было упасть: собрались филологи, востоковеды, журналисты, – гуманитарии самых разных областей. Все – увлеченные и настроенные на активный диалог, что и есть самое главное для науки.

Доклады были очень разные. Я и мои коллеги словно выхватили лучами в огромном, полном сокровищ темном зале, бесконечно интересные моменты.

1.       Ковшова Анна Александровна (МГУ имени М.В. Ломоносова) Особенности интермедийного перевода романов Терри Пратчетта (на примере театральной и киноадаптации романа Going Postal)

2.       Воронкова Александра Юрьевна (Московский городской педагогический университет) Художественно-стилистическая функция терминов в научно- фантастическом романе (на материале романа М. Крайтона «Микро»)

3.       Зинина Таисия Юрьевна (МГУ имени М.В. Ломоносова) «Сталкер» А. Тарковского и «Пикник на обочине» А. и Б. Стругацких: специфика жанра научной фантастики и проблемы экранизации

4.       Волков Алексей Владимирович (Российская государственная библиотека для молодёжи) Трансформация мотива радиации в американских комиксах 1950-1970-х гг.

5.       Зубов Артем Александрович (МГУ имени М.В. Ломоносова) Современное западное фантастоведение: прагматика научной фантастики

 

Я считаю важным утверждение Артёма Александровича Зубова, что наше направление долго пыталось (и продолжает пытаться) освободиться от «первородного греха фантастики» – её рождения в массовой культуре (есть те, кто ставит это ей в минус). Однако фантастика – настолько интересное явление на пересечении всего, на что способен человеческий разум, что, я считаю, фантастоведению необходимо привлекать ещё больше людей, которые вооружены различными методиками анализа текстов, широкими познаниями в разных областях культуры, знанием нескольких языков (я говорю всё это о филологах, например) – и даже наверняка очень любят те или иные фантастические произведения, но не знают, что такое увлечение может стать призванием, что можно открывать и систематизировать целые миры, даже если они в далекой-далекой галактике. 

Текст: Анна Ковшова, студентка 1 курса магистратуры

Кофейный семинар “За пределами языка”

Ближайшее собрание Кофейного семинара состоится в субботу 14.05 в 17:00, встреча пройдет в редакции интернет-журнала «Гефтер». В рамках семинара выступит Виктория Мусвик с докладом «За пределами языка: Соблазняющие образы, следы аффекта, формулы пафоса и научная дистанция в гуманитарном исследовании» с последующей дискуссией.

Аннотация доклада:

Доклад посвящен двум взаимосвязанным вопросам методологии гуманитарного знания: «как исследователю учитывать собственный субъективный опыт?» и «как говорить о том, что существует до языка?»

На протяжении XX века в гуманитарной науке шел процесс раскола на два конфликтующих лагеря по вопросу о возможности исследования областей за пределами слова. Один подход, лингвоцентричный, более близкий к позитивизму и во многом подражательный по отношению к точным и естественным наукам, основан на недоверии к чувственному опыту и на попытке вывести абсолютно все аспекты исследуемых объектов в пространство языка. Второй, аффектоцентричный и антипозитивистский, декларирует повышенный интерес ко всему принципиально невыводимому в слово или существующему до слова, не подчиняющемуся законам рацио, хаотичному и принципиально неструктурируемому. Пример таких дебатов – дискуссия Джанет Вольф и Джеймса Элкинса.

Парадоксальным образом, однако, подобное жесткое противопоставление не только идет вразрез с мыслями отцов-основателей «наук о духе», но и приводит к одинаковому результату: чувство, эмоция, аффект самого ученого, равно как и его/ее телесные ощущения, исключаются из сферы интересов гуманитарных наук, вытесняясь в область невидимого и неосознанного. Но можем ли мы полностью вывести себя за скобки исследования и соблюдать дистанцию от объекта в духе точных наук? И можем ли мы игнорировать не до конца выводимые в дискурс следы нашего неосознанного или бессознательного контакта с рассматриваемыми нами образами? Этот вопрос особенно интересно задать в адрес особых «соблазняющих» объектов, напрямую обращающихся к чему-то за пределами слова и сознания, – например, ренессансных экфразисов, включенных в сложную систему направленного воздействия на читателя / зрителя, или идеологических и пропагандистских моделей, оказывающихся «слепым пятном» современной исследовательской фотографии.

В докладе речь пойдет в основном об «аффективном следе» от контакта исследователя с такого рода объектами, будет приведен ряд примеров, а также предпринята попытка показать возможности конструирования «третьего пути» – между жесткой структурой и хаосом бессловесности. Будут затронуты методологии работы с эмоциональными процессами ряда дисциплин, которые можно было бы встроить в нашу повседневную исследовательскую практику. Особое внимание будет уделено тем аспектам современных психоанализа и психотерапии, которые касаются самоосмысления аналитика и обычно находятся за пределами внимания гуманитария, даже работающего с некоторыми их концепциями. 

Семинар будет проходить 14.05 с 17.00 до 19.00 в редакции интернет-журнала «Гефтер» по адресу: Малый Гнездниковский пер., 9/8, стр. 3а (в подвальном помещении «Русского института»). Вход через 2 этаж (через редакцию «Гефтера»). Схема проезда:

Cеминар по фотографии в дневниках Пришвина

«Не остановись, мгновение, а продлись навсегда» –


Так в своих дневниках М.М.Пришвин пишет о фотографии. В сознании русского читателя со школьной скамьи Пришвин традиционно идентифицируется как “певец природы”, однако это только одна часть его трудов. Фотографии, сделанные писателем, и его дневники, которые без сомнения можно назвать главным трудом его жизни, были впервые опубликованы только после отмены цензуры в конце 20 века. Это неудивительно, ведь из-за политической обстановки в стране в то время Пришвин вынужден был вести дневник тайно – публикация его записей могла стоить ему жизни. 

Именно разбором и публикацией дневников и фотографий Пришвина занимается Яна Зиновьевна Гришина, ведущий научный сотрудник музея М.М. Пришвина (Государственный литературный музей). Одной из главных предпосылок для проведения семинара стал факт, что в пространстве пришвинского дневника фотографическое изображение и текст представляют собой единое целое и не только разными средствами описывают одни и те же явления, наблюдения и переживания автора, но и, становясь свидетельством современной ему эпохи, создают новое интертекстуальное пространство. 

Несмотря на неприятие Октябрьской революции, в своих дневниках писатель оставался объективен и записывал то, что окружало его, свои размышления. Личный протест Пришвин считал бесплодным и называл его “путём безумия”. Для него протест заключался в сохранении личной, внутренней свободы, которая существовала в его мыслях и раскрывалась в его дневниках. Они – не способ противостояния политическому режиму, но отражение реалий эпохи, свидетелем которой Пришвин себя считал. Обращение к фотографии обусловлено тем, что в ту эпоху реальность менялась очень быстро, люди рождались и умирали. Именно фотографии, по мнению Пришвина, сохраняли культурную память, обеспечивали преемственность традиций. Фиксация деталей на пленку позволяла сохранить их во времени, это же относилось к фотографиям людей. 

Участникам семинара были представлены для анализа три фотографии, соотнесённые с отрывками из текста дневников. В ходе дискуссии действительно оказалось, что в дневниках Пришвина фотография и текст равнозначны и функционируют в комплексе, дополняя и раскрывая ход мыслей автора.

 

Александра Газе, Наталия Мехтиева, Мария Артюшина

(студентки 3 курса филологического факультета МГУ)

 

 

Е..А.Калинина

 

 

Я.З.Гришина

 

 

Фото: Анастасия Сударикова (студентка 3 курса филологического факультета МГУ)