Отчет о выставке Александра Родченко “Опыты для Будущего”

24 сентября в Мультимедиа Арт Музее открылась выставка работ Александра Родченко «Опыты для будущего», приуроченная к 125-летию со дня рождения и 60-летию со дня смерти одного из основоположников советского конструктивизма. Большинству посетителей выставки Родченко знаком в первую очередь как фотограф. Но его фотографические работы составляют только часть экспозиции. Организаторами было собрано огромное количество материала: живописные работы, рисунки, графика, эскизы декораций к театральным и кинематографическим постановкам, трехмерные объекты, плакаты и, конечно, фотографии.

Выставка заняла несколько этажей МАММ, но все эти разнородные по своему содержанию этажи связала между собой еще одна, для кого-то неожиданная, сторона деятельности Родченко – слово. Каждую новую часть выставки предваряют цитаты из одноименной книги «Опыты для будущего», содержащей в себе и дневниковые записи автора, и письма к жене, и манифест конструктивизма. «Пришло время, когда становится быть мало изобретателем или в худшем случае теоретиком, нужно быть еще и делателем, строителем, мастером… Артистически сочинять по системе Маринетти, или в лучшем случае играть новое на средневековой трубе – для сегодня слишком, чем недостаточно. Творить новое надо новыми средствами выражения,» – так формулировал свое творческое кредо Родченко.

Действительно, Александр Родченко использовал в своем творчестве в качестве «новых средств выражения» различные медиа. Таким образом, Мультимедиа Арт Музей организовал в своих стенах выставку работ именно мультимедийного автора. Что касается фотографии Родченко, на выставке можно увидеть и знаменитые портреты Маяковского, Лили Брик, и менее известные архитектурные кадры. Но все его фотоработы объединяет революционное новаторство приоритетного отношения к форме: на первый план выходит не «что», а «как». Родченко выбирал непривычные для своих современников ракурсы, непривычную манеру построения кадра.

Эксперимент был исключительно важен для него, в некоторых случаях он обращался не к чистым медиа, а к их синтезу: например, фотомонтаж. Фотография, плакатная живопись, текст – все это вместе производило на публику большее впечатление, чем произвела бы одна фотография. Фотомонтаж содержал в себе историю, сюжет, а главное – идею. Также на выставке представлены титры, нарисованные Родченко к фильмам Дзиги Вертова, которые тоже лежат на пересечении полей – кинематограф, текст, рисунок.

Через всю выставку проходит и история личной жизни художника, перипетии которой неизбежно влияли и на его творчество. В экспозиции представлены совместные работы Родченко и Маяковского, Бриков, Вертова. Все они, так или иначе, экспериментировали в процессе своей деятельности, создавая свои «опыты для будущего». Но большинство работ – в соавторстве с самым главным человеком в жизни Родченко, с человеком, с которым он прошел свою жизнь рука об руку, с женой, художником-дизайнером Варварой Степановой.

Родченко прочно обосновался в стенах МАММ – 10 лет назад на базе музея была даже основана Школа фотографии и мультимедиа им. Александра Родченко, где преподает его внук, советский и российский искусствовед, дизайнер-график А. Н. Лаврентьев. Выставка «Опыты для будущего» планировала закрыть свои двери для посетителей 13 ноября, но повышенный интерес к экспозиции дал организатором повод продлить выставку на три месяца. Выставка закроется 12 февраля 2017 года.

Жабоклицкая Вероника, 4 курс

 

 

 

Антропология времени

6-7 марта 2017 года Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета (Москва) проводит международную научную конференцию студентов и аспирантов “Антропология времени”. К участию приглашаются студенты, магистранты, аспиранты, исследователи без учёной степени. 

семиотико-идеологическая алхимия группы Лайбах

Кафедра общей теории словесности 

Исследовательский проект 

“Культурная антропология творческих сообществ 

и трансмедийный эксперимент”

 

Семиотико-идеологическая алхимия группы Лайбах:

 из андерграунда в постмодерн

 

6 декабря, 18.00, ауд. 1063

Словенский коллектив “Лайбах” (Laibach – немецкое название Любляны) со времени своего возникновения в 1980 году прошёл путь от подпольного музыкального перформанса до мультимедийных представлений на больших площадках по всему миру, от Чикаго до Пхеньяна. При этом сохранились и жёсткая манера работы с идеологическими и медийными эксцессами двадцатого века, и столь же контрастный способ коллажно-карнавального столкновения ключевых слов и символов, словесных и музыкальных контекстов. 

Попробуем разобраться, зачем словенцы поют по-немецки, почему стоит почитать Славоя Жижека, как это связано с психоанализом и какой смысл приобретает в наши дни протест недавнего прошлого.

Участвуют: искусствовед Давид Красовец (Москва-Любляна, РАНХиГС), филолог Магда Лойк (Любляна-Москва), музыковед и филолог Дмитрий Ухов.

Если вы хотите посетить данное мероприятие, но у вас нет университетского пропуска, — сообщите свое имя и фамилию на кафедру philol.discours@gmail.com