- Это мероприятие прошло.
Студенческий межуниверситетский круглый стол «Никто не знает, как об этом рассказывать»: Хулио Кортасар в диалоге с Микеланджело Антониони
18 марта
Студенческий межуниверситетский круглый стол
«Никто не знает, как об этом рассказывать»:
Хулио Кортасар в диалоге с Микеланджело Антониони
Кафедра общей теории словесности
МГУ имени М.В. Ломоносова
18 марта 2024 г.
Лекторий коворкинга
16.00
«Черт его знает, как об этом рассказывать — от первого лица или от второго, а, может, от третьего во множественном числе, или вообще придумывать какие-нибудь невообразимые словосочетания», — так начинается рассказ Хулио Кортасара «Слюни дьявола» (Las babas del diablo, 1959). Новелла, написанная под впечатлением от фильма Альфреда Хичкока «Окно во двор» (Rear Window, 1954), сама стала источником экранизации — фильма Микеланджело Антониони «Фотоувеличение» (Blow-Up, 1966).
То, как мы рассказываем истории, зависит от того, при помощи каких инструментов мы эти истории рассказываем, — вот ключевая проблема, над которой приглашают поразмышлять и рассказ, и его киноадаптация. Что, если попробовать рассказать историю при помощи / от «лица» фотоаппарата или печатной машинки? И можно ли изобразить попытку такого рассказа в фильме?
Литературный сюжет — раскрытие тайны — усложняется, преломляясь через несколько медийных линз — языка, фотоаппарата, печатной машинки, киноэкрана, — что дает повод для сборки и пересборки смысловых порядков.
Приглашаем подумать — вместе с писателем Кортасаром и режиссером Антониони — над следующими направлениями возможного анализа рассказа и его адаптации (список примерный и может быть расширен):
- рассказ Кортасара как детективная новелла: раскрытие интриги или неудачный детектив?,
- медиатехнологии в рассказе Кортасара и их повествовательная функция: печатная машинка и фотоаппарат,
- рефлексия о пределах выражения в разных медиа: о чем может и о чем не может рассказать литература — и о чем может и о чем не может рассказать фотография,
- точка зрения в рассказе Кортасара и смотрящие субъекты: фотограф, писатель, участник событий,
- адаптация рассказа Кортасара как творческое переписывание: фотограф в новелле и фотограф на экране,
- интрига в рассказе и интрига на экране: трансформации при переводе со страницы на экран,
- фигура фотографа в киноадаптации Антониони: роль в рамках сюжета фильма,
- фотография в адаптации Антониони: как один медиум (кино) изображает другой (фотография) и какие смыслы возникают при этом?
- сюжет в адаптации Антониони: детектив или антидетектив?
- помехи и «шум» как предмет изображения в рассказе и адаптации: как очевидное искажение (размытое пятно на фотографии — описанное в тексте и видимое на экране) становится источником неожиданного смысла? В чем разница в изображении «шума» в литературе и в кино?
ПРОГРАММА
Часть 1. «Никто не знает, как об этом рассказывать»: студенческий круглый стол. Модератор – Швец Анна Валерьевна, к.ф.н. (МГУ).
Регламент – 12 минут; 30 минут – общее обсуждение.
Мария Николаевна Ситникова (3 курс, МГУ). Эксперимент с точкой зрения в рассказе Хулио Кортасара «Слюни дьявола»
Анастасия Владиславовна Нуламина (4 курс, МГУ). Репрезентация техники и технологий в литературе: на примере рассказа Хулио Кортасара «Слюни дьявола»
Дарья Ивановна Анохина (3 курс, МГУ). Остановить мгновение = запустить действие: функция фотографии в фабуле новеллы Кортасара и фильма Антониони
Влада Владимировна Орешкина (2 курс, МГУ). Фотография и фотограф: кто кого исследует? (на материале адаптации Микеланджело Антониони «Фотоувеличение» и рассказа Хулио Кортасара «Слюни дьявола»)
Обсуждение докладов.
Часть 2. «Кому-то из нас надо об этом написать, если это будет рассказано»: показ фильма и дискуссия. Модератор – Шулятьева Дина Владимировна, к.ф.н. (НИУ ВШЭ)
Регламент – 15–25 минут; 30–40 минут – общее обсуждение.
Показ фильма «Фотозвучание» (12 минут)
Ангелина Игоревна Богданова, Максим Андреевич Скворцов, Александра Владимировна Меркушева (НИУ ВШЭ). Фильм «Фотозвучание»: Кортасар, Антониони, Скидан
С обзором круглого стола можно ознакомиться по ссылке.