Отчёт о студенческом круглом столе «“Никто не знает, как об этом рассказывать”: Хулио Кортасар в диалоге с Микеланджело Антониони» 18 марта 2024 г.

18 марта 2024 г. на кафедре прошёл межуниверситетский студенческий круглый стол «“Никто не знает, как об этом рассказывать”: Хулио Кортасар в диалоге с Микеланджело Антониони». Студенты МГУ и НИУ ВШЭ собрались, чтобы обсудить, как можно рассказать одну и ту же историю с помощью разных инструментов, разными медийными средствами, с разных точек зрения. В первой части круглого стола докладчики вместе со слушателями обсудили то, как история рассказана в новелле Хулио Кортасара «Слюни дьявола» (Las babas del diablo, 1959) и как этот сюжет трансформируется в киноадаптации, фильме Микеланджело Антониони «Фотоувеличение» (Blow-Up, 1966). Во второй части читатели новеллы и зрители фильма представили свой вариант «рассказа» той же самой истории.

Проблематика представленных докладов указывала на два направления рефлексии: два из четырех докладов были посвящены сюжетике новеллы «Слюни дьявола», а два – сравнению литературного произведения и его адаптации. В докладе Марии Ситниковой обсуждался эксперимент с точкой зрения в рассказе Кортасара, а в докладе Анастасии Нуламиной – репрезентация в рассказе техники и технологий. Доклады, посвященные литературному произведению, тоже оказались связаны с адаптационной проблематикой. После первых двух выступлений слушателям было предложено высказаться на тему того, как точки зрения, с которых рассказывается история, и репрезентация технологий отражаются и трансформируются в экранизации Антониони. Следующие два доклада, Дарьи Анохиной и Влады Орешкиной, были посвящены фотографии и тому, какую роль она играет в новелле и её киноадаптации. Дарья Анохина пришла к выводу, что фотография приобретает в рассказе специфическую функцию. Традиционно функция фотографии заключается в том, чтобы «остановить» мгновение, зафиксировать положение вещей таким, как оно есть, в рассказе и фильме. В экранизации же фотография является тем, что «запускает» действие, развивает сюжет. Размышления на эту же тему предложила Влада Орешкина – в своём докладе исследовательница показала, как фотография в фильме и рассказе является не только инструментом фотографа, но и его активным «соавтором».

Вторая часть встречи была посвящена фильму по мотивам «Слюней дьявола» и «Фотоувеличения», который показали и о котором рассказали его создатели – студенты НИУ ВШЭ Ангелина Богданова и Максим Скворцов. При создании своего фильма «Фотозвучание» они использовали нейросети как инструмент для того, чтобы показать историю, рассказанную в новелле и в фильме с точки зрения печатной машинки, фотокамеры, голубя, дерева, паутины. Дискуссия, таким образом, вернулась к проблематике точки зрения, которой был посвящен самый первый доклад. В качестве источников для создания фильма студенты использовали не только новеллу Кортасара и фильм Антониони, но и стихотворение А. Скидана «Фотоувеличение», также написанное по мотивам рассказа и фильма.

Дискуссия получилась плодотворной и интересной – рассказ Кортасара «Слюни дьявола» и фильм «Фотоувеличение» предоставили докладчикам и слушателям круглого стола возможность обсуждения многих проблем, связанных со спецификой медийных средств как объектов и инструментов литературного нарратива и киноповествования.

Полина Левина, магистрантка