Рефлекcивное высказывание у Вима Вендерса: Воспитание (зрительских) чувств

27 марта на филологическом факультете в рамках исследовательского проекта «Литература и фотография» прошел семинар, посвященный рефлексивному высказыванию у Вима Вендерса. Вместе с докладчиками Оксаной Гавришиной (РГГУ) и Анной Яковец (МГУ) слушатели размышляли об имплицитных стратегиях визуального восприятия, которые применяет Вендерс в фильмах «Записки об одежде и городах» и «Небо над Берлином».

Особо актуальной оказалась проблема критического восприятия изображения: всегда ли мы осознаем, почему мы видим объект именно так, а не иначе? Участники семинара пришли к выводу, что модели визуальной перцепции историчны и обусловлены социально-культурным контекстом, а также бытующими медийными практиками. В то время как с открытием перспективы человеческий глаз стал центром видимого мира, появление кинокамеры сделало возможной вездесущность взгляда. Феномены технической воспроизводимости и цифровой копируемости также трансформируют наше восприятие и меняют статус того, что мы воспринимаем. В условиях подобных изменений особенно важным оказывается критический анализ собственного восприятия.

Вим Вендерс с помощью рефлексивного высказывания помогает зрителю мыслить критически. Он намеренно выстраивает кинематографическую фразу так, чтобы обнаружить ее обусловленность и спровоцировать зрителя на самостоятельный и осознанный выбор стратегии восприятия. В «Записках об одежде и городах» режиссер одновременно прибегает к кино- и видеосъемке, чтобы обратить внимание зрителя на процесс видения. Зернистое цифровое изображение, представленное в обрамлении более четкого, фильмического, апеллирует к так называемому тактильному зрению: акцент с объекта смотрения смещается на процесс восприятия. Таким образом, благодаря рефлексивности автоматизм взгляда сменяется более непосредственным всматриванием.
Освобождение взгляда от инертности способствует обнаружению многочисленных связей, пронизывающих различные виды искусства. Говоря о творчестве немецкого режиссера, собравшиеся обращались также к советскому и американскому киноавангарду, к французской сюрреалистической фотографии. Цель этого – поиск подобий, обнаружение синтетичности.

Одной из задач Вима Вендерса в «Записках и моде и городах» было найти соответствия между модой и кино, между кино и фотографией. Участников семинара объединило то же стремление: общим интеллектуальным усилием собравшиеся пытались обнаружить схожее в различном – и, кажется, небезуспешно.

Текст: Алла Гусарова, Татьяна Сакулина,
магистранты кафедры общей теории словесности
Фото: Татьяна Сакулина