Театральность кино

МЕЖВУЗОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ТЕАТРАЛЬНОСТЬ КИНО»

 

 

27 марта на филологическом факультете состоялась межвузовская конференция «Театральность кино», организованная кафедрой общей теории словесности. Это – вторая из серии запланированных кафедрой междисциплинарных конференций, посвящённых коммуникации литературы, театра и кино (конференция прошлого года «Эстетика экранизации: Кино в театре, театр в кино» была организована совместно с ВГИК).

В центре дискуссии в этом году оказалась, во-первых, категория театральности, в её трансмедийном проявлении (театральность вне театра), а во-вторых, вопрос о том, как экранные тексты, отмеченные чертами специфической «кино-театральности» взаимодействуют со зрителем. В начале конференции четырём участникам (С. А. Ромашко, О.Н. Купцова, Д.О. Немец-Игнашев, П. Ю. Рыбина) было предложено сформулировать свою точку зрения на актуальность проблематики конференции. С. А. Ромашко указал на полимедийность как один из основных антропологических интересов, на неизбежность (с момента возникновения кино) коммуникации кино с театром, а также на факт обратного влияния: после возникновения кино театр (и театральность) уже не может быть прежним. Театровед О.Н. Купцова подчеркнула важность обоснования термина «театральность» в ситуации, когда он используется параллельно с понятиями «игра», «перформативность», а также на особый, с её точки зрения, интерес исследования театральности на «чужой» территории. Это позволяет сформулировать, в частности, такой вопрос: в каких случаях происходит обращение к стилистике театра, какие аспекты культуры требуют осмысления через оппозицию «театральность – кинематографичность». Д. О. Немец-Игнашев внесла в дискуссию межкультурную перспективу: обозначив место проблемы в англо-американском научном поле, она отметила важность эволюции нашего понимания театральности в кино, существенных изменений данного понятия в связи с динамичной трансформацией самих экранных текстов. П. Ю. Рыбина обратила внимание на сохранение стержневых тенденций развития кино на современном этапе, противопоставив условные конструкты «театрального» кино растущим возможностям гиперреализма и подчёркнув актуальность для зрителя оппозиции между фикцией и фактом, которая реализуется, в частности, через различение театральности и кинематографичности.

Интригующие возможности этого различения были представлены в докладах Е. Д. Гальцовой (кино и театр как, соответственно, «непосредственное» и «условное»), И. В. Монисовой и Н. З. Кольцовой (узнаваемый театральный код как способ «польстить» зрителю, а также как средство тоталитарного гипноза), Е. А. Калининой (кино как молчание и «мужской» взгляд, театр как слово и женское «действие»). Особо отметим интересные доклады и эффектные презентации Л. К. Байрамкуловой (возможности театрализации метатекста), Е. Гордиенко (рецептивный потенциал «взгляда в камеру»).

Принципиально важным для оргкомитета конференции было объединить в рамках одной дискуссии состоявшихся и молодых исследователей (студенты русского и романо-германского отделений – Н. Агапова, А. Высочанская, Т. Долженко ), позволив обеим сторонам вести плодотворный диалог.

Следующая конференция, развивающая интермедийную проблематику, аспекты взаимодействия текстового и перформативного измерений, запланирована на апрель 2016 года.

Куратор конференции к.ф.н. Рыбина П.Ю.

 

 

Видеозаписи выступлений

1. Театральность кино. Открытие конференции

 2. О. Н. Купцова. Театральность и кинематографичность “Детей райка” М. Карне.

3. Е. Д. Гальцова. Театральность и её двойник: условное и непосредственное в фильме А. Рене “В прошлом году в Мариенбаде”

 4. Н. З. Кольцова, И. В. Монисова. Театральность как язык тоталитарной культуры (в интерпретации кинематографистов 1980-х гг.)

5. Е. А. Калинина. Кино как молчание, театр как слово в фильмах Ф. Гарреля

6. П. Ю. Рыбина. Функция театральной репетиции в кино: парадокс “пустого пространства” (на материале фильмов Л. Малля и М. де Оливейры)

Статья о конференции в газете “Московский университет”

Материалы конференции опубликованы в журнале “Stephanos” #5 (13)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *