Знаки женственности и мужественности в европейской и русской культуре Нового времени

10 октября 2016 года состоялась конференция “Знаки женственности и мужественности в европейской и русской культуре Нового времени”, организованная центром гендерной истории ИВИ РАН, редколлегией альманаха “Адам и Ева”. Целью конференции было рассмотреть примеры гендерных маркеров в Новое время, при этом была предпринята попытка охватить как различные сферы жизни, так и разные культуры.

Так профессиональная жизнь женщины была представлена в докладе Екатерины Кирилловой “Право учить: мастера и мастерицы”, которая проанализировала пример устройства торговых корпораций во Франции, где источником исследований послужила “Книга ремесел” Парижа (начало 1260-х годов). Этот документ освещал правила участия женщин в ремеслах, при этом выделялись как смешанные, так и чисто женские корпорации (прядильщицы, ткачихи, повитухи и т.д.). Особое внимание в докладе было уделено праву мастера/мастерицы учить своему ремеслу. В разрезе профессиональной деятельности торговых корпораций в Париже можно говорить об определенном тождестве между правами мужчин и женщин. Этот доклад дает общую картину структуры торговых корпораций, где гендерный фактор играл важную формирующую роль.

В докладе Анны Стоговой “Дама и ее костюм в модной гравюре Людовика XIV” было обращено внимание на формирование во французской культуре феномена моды, приобретающего устойчивую связь с женским полом во время правления Людовика XIV, примерами же послужили модные гравюры, которые только недавно стали объектом гендерного анализа. В докладе были представлены различные стратегии репрезентации мужского и женского костюмов: кроме визуальных вариаций, носящих гендерный окрас, таких как выбор позы (сидеть могли только король, прелат или женщина), помещения и окружения, изображение домашнего или парадного костюма, важную роль играли надписи, сопровождающие модную гравюру. Это сочетание визуальной и текстовой информации может говорить о мультимодальности коммуникационного сообщения модных гравюр. 

Изображение как материал для изучения гендерных маркеров также было использовано в докладе Анны Серегиной “Гендер и конфессия: религиозная символика в портретах английских католиков XVI-XVII вв.”. Первичной причиной, объясняющей особенное положение и определенную обособленность английского католицизма от континентального, послужила реформация, что также, во многом, стало толчком для изменения значений религиозной символики, которая приобрела гендерную коннотацию. Автор доклада охватила эпохи правление Генриха VIII, Марии I и Елизаветы I, характеризующиеся резкими изменениями курса политики по отношению к католикам и протестантам. Был представлен широкий выбор портретной живописи представителей английских католиков и подробный анализ конфессиональной символики. Например, женщины изображались с четками, крест потерял свой религиозный статус и стал украшением, а на портретах мужчин чаще всего можно было встретить молитвенники.

В докладе Виктории Мусвик ” ‘Garments are set down for signes distinctive between sexe and sexe’: одежда как маркер пола, переодевание и теория вымысла в английской елизаветинской культуре (конец XVI века)” было представлено понятие “знака” пола, существовавшее во время правления Елизаветы I. Автор дает общую характеристику понятия “знака” пола и приводит в качестве примера роман Филиппа Сидни “Аркадия”, объясняя мотив переодевания в этом произведении. Кроме того, доклад рассматривает текучесть и подвижность гендерных маркеров в данную эпоху, где в расчет брались не только одежда, но и поведение, жесты и проявление эмоций, что, в свою очередь, сочеталось со строгой классовой иерархией, при этом феминность мужского образа может быть интерпретирована как знак подчинения монарху.

Несколько докладов было посвящено анализу гендерных маркеров в литературе. Например, доклад Виолетты Трофимовой “Маскулинность и феминность в защитах права на литературное творчество Афры Бен”, которая являлась одной из первых английских писательниц, зарабатывающей своим творчеством и столкнувшейся с предубеждением по отношению к своим произведениям из-за их принадлежности к автору женского пола. Она подвергала критике неравенство между мужчинами и женщинами, боролась за право женщин на творчество; ее произведения отмечены взаимодействием маскулинности и феминности. Другим примером послужил анализ дневника Алексея Ильина, мелкого канцелярского служащего в российском сенате, представленный в докладе Ирины Кулаковой “Как канцеляристу стать кавалером: Вещный мир молодого человека в столичном городе Российской империи 3-й четверти XVIII века”. Доклад сконцентрирован на рассмотрении принципов построения определенного образа маскулинности, который бы был принят обществом. Особое значение в этом выступлении имел анализ специфики дневника, позволяющий изучить не только результат отношения общества к определенным стратегиям поведения, целью которых является достичь определенного положения в обществе, но и образ мысли автора этого дневника, строящего этот образ. Так например, важное место в дневнике занимает любовная тема, отражающая “рыцарские” нормы поведения, принятые в конце XVIII века, и показывающая отношения между мужчинами и женщинами; Алексей Ильин, автор дневника, говорит о необходимости выбора объекта внимания для поддержания собственного чувства влюбленности. Этот доклад демонстрирует частный случай формирования образа маскулинности, одобренного социальной средой.  

Материалы, представленные на конференции “Знаки женственности и мужественности в европейской и русской культуре Нового времени”, охватили разнообразный спектр гендерных маркеров в различных сферах жизни, таких как изобразительное искусство, литература, профессиональная жизнь во Франции, Англии и отчасти России, предоставив широкую почву для дальнейших размышлений и толкований того, что служило причиной такой “гендерной политики” в Новое время.  

 

Программа конференции:

•Е. Кириллова “Право учить: мастера и мастерицы”

•В. Трофимова “Маскулинность и феминности в защитах права на литературное творчество Афры Бен”

•М. Неклюдова “Эротическая литература и способы конструирования женственности и мужественности во французской культуре XVII века”

•В. Мусвик ” ‘Garments are set down for signes distinctive between sexe and sexe’: одежда как маркер пола, переодевание и теория вымысла в английской елизаветинской культуре (конец XVIвека)”

•А. Стогова “Дама и ее костюм в модной гравюре времен Людовика XIV”

•И. Кулакова “Как канцеляристу стать кавалером: Вещный мир молодого человека в столичном городе Российской империи 3-й четверти XVIIIвека”

•А. Серегина “Гендер и конфессия: религиозная символика в портретах английских католиков XVI-XVIIвв.”

•И. Лисович “Иконография феминности в визуальной репрезентации научного знания в европейской культуре раннего Нового времени”.     

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *