14 февраля 2017 года на филологическом факультете МГУ состоялась дискуссия «Коллективные действия: Эстетика содружества в творчестве Петербургских Митьков». Основным докладчиком выступил Александр Михайлович, почетный профессор университета Хофстра (США).
В своем докладе он отметил, что в последние полвека (с 1980-х годов по настоящее время) политизированное искусство все чаще приобретает принимают динамические, перформативные формы. В качестве примера «political performance art» было рассмотрено творчество «Митьков». Докладчик остановился на различных периодах становления и существования этой творческой группировки, проанализировал характерные для нее символы и знаковые практики. Так, например, было подробно разъяснено значение объятий в «митьковском» творчестве как символа эротизирующей солидарности, а также освещена символика, связанная с образом Икара с картины Брейгеля (излюбленной картины «Митьков»). Особое внимание в ходе доклада и последующей дискуссии было сосредоточено на символической игре с категориями гендера в творчестве «Митьков», и, как следствие, на самопредставлении группы как надгендерного братства. В завершение дискуссии на примере комментариев, размещенных на сайте Facebook, к серии работ В. Шинкарева «Мрачные картины» были сделаны выводы о возможности интерпретации художником собственного творчества в сотрудничестве с другими людьми – и тем самым, о дискурсивном самоконструировании сообщества.
А. Михайлович
По мнению А. Михайловича, «Митьки» воплотили в своем творчестве «доцифровую версию» нынешних флешмобов или страниц в социальных сетях. Это предложение интерпретировать культурное явление прошлого (пусть недавнего) через новейшие эстетико-коммуникативные практики создает риск модернизации (искусственного «осовременивания»), но и открывает новые возможности анализа.
Д. О. Немец-Игнашева
Т. Д. Венедиктова, А. А. Зубов
Наталья Верещака
магистрант кафедры общей теории словесности
филологического факультета МГУ
Фотографии: Людмила Разгулина