25 апреля 2025 г. Научный семинар, посвящённый памяти д.ф.н., профессора Д.Б. Гудкова (1962-2024) (ИЯз РАН)

Институт языкознания РАН

«Лингвокультурологические исследования»

 

ПРОГРАММА

научного семинара, посвященного памяти доктора филологических наук профессора

Дмитрия Борисовича Гудкова (1962-2024)

25 апреля в конференц-зале Института языкознания РАН состоится расширенный семинар Научной группы «Лингвокультурологические исследования», посвящённый памяти Дмитрия Борисовича Гудкова. Семинар пройдёт в смешанном формате (возможно очное и онлайн-участие).

Дмитрий Борисович Гудков — выдающийся российский ученый, доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист в области семантики и прагматики, межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, лексикографии.

Д.Б. Гудковым создано более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе монографии: «Прецедентное имя и проблемы прецедентности» (1999), «Межкультурная коммуникация: проблемы обучения» (2000), «Теория и практика межкультурной коммуникации» (2003), «Телесный код русской культуры. Материалы к словарю» (в соавт. с М.Л. Ковшовой; 2007); «О русском языке и не только о нем» (в соавт. с Е.Ю. Скороходовой; 2010); «Люди и звери. Русские прецедентные имена и зоонимы в национальном мифе. Лингвокультурологический словарь» (2020).

Д.Б. Гудков — один из авторов и ответственный редактор учебников «Основы теории коммуникации» (2016) и «Краткий курс истории России (для китайскоговорящих студентов)». Соавтор словарей: «Русское культурное пространство» (2004), «Большой фразеологический словарь русского языка» (2006), «Словарь лингвокультурологических терминов» (2017).

 

Регламент: 25 минут доклад + 5 минут вопросы.

 

12:55 Открытие семинара – Мария Львовна Ковшова
13:00-13:30 Бархударова Елена Леоновна

 

Русская звучащая речь «сквозь призму» межкультурной коммуникации

 

13:30-14:00 Красных Виктория Владимировна Невербальные ментефакты в свете психолингвокультурологии

 

14:00-14:30 Уфимцева Наталья Владимировна Человек сквозь призму культуры:

два подхода к исследованию

 

14:30 –14:45

 

Кофе-брейк  
14:45-15:15 Ковшова Мария Львовна Прецедентное имя и его культурная семантика: теория и эксперимент

 

15:15-15:45 Хакан Сарач Символические локусы в мифологии турецкого и русского народов: гора Каф и тридевятое царство

 

15:45-16:15 Радбиль Тимур Беньюминович Имплицитная оценочность фразеологизмов как элемент «языка ценностей» русской культуры (по данным корпусно-дискурсивного анализа)

 

16:15-16:30  

 

Кофе-брейк  
16:30-17:00 Овчаренко Алексей Юрьевич, Шапринская Елизавета Андреевна Культурный код обложек стихотворных сборников эпохи “больших 1920-х”: методологический аспект

 

17:00-17:30 Ромашко Сергей Александрович

 

Кто сказал “гоп”

 

17:30-18:00 Абакумова Ольга Борисовна Зооморфный код культуры в пословицах

 

 

18 ч. Вспоминая Дмитрия Борисовича Гудкова

 

Для очного или онлайн-участия в семинаре необходимо сообщить о своём намерении до 20 апреля Марии Львовне Ковшовой по адресу mlk@iling-ran.ru или Ольге Сергеевне Орловой по адресу olgaorlova@iling-ran.ru

15 апреля 2025 г. Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2025»

Проблемы анализа дискурса: лингвистический, лингвокультурологический, психолингвистический аспекты (15 апреля, начало в 10.00, ауд.951)
Руководители: Красных Виктория Владимировна, д.ф.н., проф.; Захаренко Ирина Владимировна, ст. преп.; Зубов Артём Александрович, к.ф.н., преп.
Регламент выступления – 10 минут
1.Микулинский Артем Денисович (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород) Модель анализа дискурсивных стратегий в устном комментировании
2.Михачева Снежана Павловна (Донецкий государственный университет) Языковой анализ угроз в конфликтном медиадискурсе (на материале английского языка)
3.Васильева Валерия Максимовна (Смоленский государственный университет) Лингвостилистическое оформление тактик убеждения при покупке свадебного платья в американском реалити-шоу «Скажи платью: “Да!”»
4.Уренкова Анна Петровна (Белгородский государственный национальный исследовательский университет) Цветонаименование в медиадискурсе моды: особенности функционирования
5.Сараева Анна Александровна (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») Метадискурс в TED Talk: жанровые особенности
6.Губанова Ольга Игоревна (Российский университет дружбы народов) Языковое воплощение жанра «театральная программа» в современном театральном дискурсе
7.Куляева Дарья Алексеевна (МГУ имени М.В. Ломоносова) Метафора лабиринта в рассказе Х.Л. Борхеса «Сад расходящихся тропок»
8.Менякина Алина Артемовна (Донецкий государственный университет) Особенности реализации метафорического портрета президента Российской Федерации в публицистике А. А. Проханова
9.Емельянова Софья Владиславовна (МГУ имени М.В. Ломоносова) Сопоставление результатов осмысления текста студентами и взрослыми респондентами, полученных с помощью методов выявления и анализа смысловой структуры текста
10.Сосина Елена Дмитриевна (МГУ имени М.В. Ломоносова) Психологическая структура значения слова «тишина»
11.Бурцева Анастасия Олеговна (МГУ имени М.В. Ломоносова) Интеллект-карта концепта РОДИНА
12.Мирошниченко Екатерина Николаевна (МГУ имени М.В. Ломоносова) Эволюция прагматического аспекта концепта ВОЙНА в русском языковом сознании
13.Милючихина Елизавета Дмитриевна (МГУ имени М.В. Ломоносова) Эволюция концепта СМЕРТЬ в русском языковом сознании
14.Кунаева Кристина Сергеевна (МГУ имени М.В. Ломоносова) Гештальтный анализ концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ в поэзии А.А. Тарковского
15.Серебрякова Дарья Александровна (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») Лингвистические средства вербализации концептов “судьба” и “вера” в поэтическом дискурсе (на примере поэзии Уолта Уитмена)

Художественный текст как предмет интермедийного перевода (15 апреля, начало в 14.00, ауд.951)
Руководители: Зубов Артем Александрович, к.ф.н., преп.; Орлова Елизавета Алексеевна, асп.
Регламент выступления – 12 минут
1. Анохина Дарья Ивановна (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) «Борясь с отсутствием» : фотография как посредник в переписке Ф. Кафки с Фелицией Бауэр
2. Шумилина Валерия Валерьевна (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) Психологическая функция фотографии в хоррор-романе (на материале произведений Т.Харриса)
3. Щукина Александра Борисовна (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») Фотографические экфрасисы в автофикциональных текстах Анни Эрно 1983-2008 гг.
4. Левина Полина Сергеевна (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) Лакуны в повести Генри Джеймса «Поворот винта» и ее киноадаптации Дж. Клейтоном: от нарративного интереса к «атмосферным эффектам»
5. Орешкина Влада Владимировна (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) Без слов? Репрезентация постсоветского пространства в кинотексте Ш. Акерман «С востока»
6. Остробородова Глафира Алексеевна (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) Киноадаптация как лиминальный процесс (на материале фильма А. Г. Иньярриту «Бёрдмэн»)
7. Харитонова Екатерина Алексеевна (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) Фильмический нарратор в сериале «Малыш Кенкен» Б. Дюмона: стратегии создания зрительского дискомфорта
8. Вишневский Дмитрий Алексеевич (Казахстанский филиал МГУ имени М.В.Ломоносова) Адаптация игровых механик при новеллизации (на материале романа «UFO: Враг неизвестен» (1997) В. Васильева)
9. Филипченко Софья Олеговна (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) Ретардация как прием анти-интерактивности в текстовой игре «Галатея» Э. Шорт

Художественный текст как коммуникативное событие: поэтика и рецепция (15 апреля, начало в 16.45, ауд.951)
Руководители: Рыбина Полина Юрьевна, к.ф.н., доц.; Швец Анна Валерьевна, к.ф.н., ст.преп.; Орлова Елизавета Алексеевна, асп.
Регламент выступления – 12 минут
1. Никитина Екатерина Андреевна (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) Нарративная эмпатия в прозе А.П. Чехова
2. Yang Keyu (Восточно-Китайский Педагогический Университет) Chekhovian Dramatic Elements in «Horace and Pete»
3. Тюрина Елизавета Салаватовна (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) Категория идентичности в романе К. Исигуро «Там, где в дымках холмы» (1982)
4. Гасанова Айнур Гусейновна (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») Роль медиа в антиутопиях (на примере трилогии С. Коллинз «Голодные игры»)
5. Федоров Кирилл Дмитриевич (Казахстанский филиал МГУ имени М.В.Ломоносова) «Неестественный нарратив» в романе-трактате Р. Михайлова «Равинагар» (2016)
6. Авдиюк Полина Евгеньевна (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») Структурный подход в анализе метапрозы: проблематика и стратегия. На материале тетралогии А. Битова «Империя в четырех измерениях»
7. Малахова Анна Илгизовна (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) Карточка Л.Рубинштейна «Это я» как образец стихотворного жанра картотеки
8. Бочкова Полина Владимировна (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) Моделирование пространства звучания джаза в стихотворениях Л. Хьюза и Я.Э. Волла
9. Ситникова Мария Николаевна (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) Мотив цвета в творчестве Уоллеса Стивенса: на примере стихотворения «Large Red Man Reading»

 

График защиты выпускных квалификационных работ 2025

14 мая 2025 г.

Гос. экзамен у 619отс — 11.00, ауд. 939

  1. Климков Иван Александрович
  2. Лебедева Арина Павловна
  3. Левина Полина Сергеевна
  4. Остробородова Глафира Алексеевна
  5. Сосина Елена Дмитриевна

27 мая 2025 г.

  1. Бочкова Полина Владимировна (д.ф.н., проф. Венедиктова Татьяна Дмитриевна) «Джазовая поэзия» как поле транскультурного диалога (на материале поэзии Л. Хьюза, Я.Э. Волла, И. Бродского) (к.ф.н., ст. преп. Швец Анна Валерьевна + конс. преп. Федорова Анна Викторовна (норв.))
  2. Кузнецов Глеб Ильич (д.ф.н., проф. Венедиктова Татьяна Дмитриевна) «Увидеть Рим»: рефлексия эстетического переживания в прозе об Италии (на материале произведений Стендаля, Н.В. Гоголя, Н. Готорна) (к.ф.н., ст.преп. Калинина Екатерина Анатольевна)
  3. Никитина Екатерина Андреевна (д.ф.н., проф. Венедиктова Татьяна Дмитриевна) Нарративная эмпатия в малой прозе А.П. Чехова (к.ф.н., ст.преп. Калинина Екатерина Анатольевна)
  4. Балашов Даниил Олегович (д.ф.н., проф. Красных Виктория Владимировна) Концептуальное поле ПАТРИОТ в современном политическом дискурсе России (ст.преп. Захаренко Ирина Владимировна)
  5. Бурцева Анастасия Олеговна (д.ф.н., проф. Красных Виктория Владимировна) Концептуальное поле РОДИНА – ОТЕЧЕСТВО – ОТЧИЗНА в русской лингвокультуре (ст.преп. Захаренко Ирина Владимировна)
  6. Войтухова Екатерина Михайловна (д.ф.н., проф. Красных Виктория Владимировна) Концептуальное поле УЮТ в русской лингвокультуре (ст.преп. Захаренко Ирина Владимировна)
  7. Кунаева Кристина Сергеевна (д.ф.н., проф. Красных Виктория Владимировна) Гештальтный анализ концептов СМЕРТЬ и ЖИЗНЬ в поэзии А.А.Тарковского (д.ф.н., проф. Венедиктова Татьяна Дмитриевна)
  8. Лобова Мария Денисовна (д.ф.н., проф. Красных Виктория Владимировна) Психолингвистический анализ текстов о ментальном здоровье (на материале сайтов Норвегии и Франции) (ст.преп. Захаренко Ирина Владимировна + конс. ст.преп. Чаплик Варвара Андреевна (фр.), преп. Федорова Анна Викторовна (норв.))

28 мая 2025 г.

  1. Поздеева Олеся Алексеевна (к.ф.н., доц. Рыбина Полина Юрьевна) Образ Трумена Капоте в биографических кинотекстах (к.ф.н., ст.преп. Швец Анна Валерьевна)
  2. Полтаева Ангелина Александровна (к.ф.н., доц. Рыбина Полина Юрьевна) Репрезентация исторической катастрофы в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» и его киноадаптациях (асп. Орлова Елизавета Алексеевна)
  3. Верещагина Екатерина Витальевна (к.ф.н., ст.преп. Швец Анна Валерьевна) Инстанция рассказчика в романе Кати Брандис «Дети леса. День огня» (2019) (к.ф.н., преп. Зубов Артём Александрович + конс. к.ф.н., доц. Кашперская Александра Петровна (нем.))
  4. Ситникова Мария Николаевна (к.ф.н., ст.преп. Швец Анна Валерьевна) Метатекстовая рефлексия в поэзии У. Стивенса и Ст. Мерена (д.ф.н., проф. Венедиктова Татьяна Дмитриевна + конс. преп. Федорова Анна Викторовна (норв.))
  5. Климков Иван Александрович (к.ф.н., преп. Зубов Артём Александрович) Коммуникация как предмет художественной рефлексии в прозе У. Ле Гуин (д.ф.н., проф. Головачёва Ирина Владимировна)
  6. Лебедева Арина Павловна (к.ф.н., преп. Зубов Артём Александрович) Языковая игра в творчестве Т. Пратчетта (на материале цикла романов «Ведьмы») (к.ф.н., доц. Поселягин Николай Владимирович)
  7. Левина Полина Сергеевна (к.ф.н., доц. Рыбина Полина Юрьевна) Моделирование эффекта «атмосферности» в повести Г. Джеймса «Поворот винта» и её киноадаптациях (д.ф.н., проф. Головачёва Ирина Владимировна)
  8. Остробородова Глафира Алексеевна (к.ф.н., доц. Рыбина Полина Юрьевна) От рассказа к пьесе: репрезентация лиминальных состояний в кинотексте А.Г. Иньярриту «Бёрдмэн» (к.и., доц. Клейман Юлия Анатольевна)
  9. Сосина Елена Дмитриевна (ст.преп. Захаренко Ирина Владимировна) Концептуальное поле ТИШИНА в русской лингвокультуре (д.ф.н., вед.науч.сотр. ИЯ РАН Зыкова Ирина Владимировна)

 

18 апреля 2025 г. Круглый стол «Кинохиты и их литературная основа 2: Игры мистера Рипли»

МГУ имени М.В. Ломоносова

Филологический факультет

Кафедра общей теории словесности

Серия открытых экспериментальных семинаров программы «Литература и кино»

18 апреля 2025 года

18:00

 Зал-трансформер коворкинга

КРУГЛЫЙ СТОЛ

КИНОХИТЫ И ИХ ЛИТЕРАТУРНАЯ ОСНОВА 2: ИГРЫ МИСТЕРА РИПЛИ

«У каждого должен быть хотя бы один талант, – говорит Дикки Гринлиф (Дж. Лоу) в адаптации «Талантливый мистер Рипли» Э. Мингеллы. – Какой у тебя?». Том Рипли (М. Деймон) признаётся: он подделывает подписи, имитирует голоса других людей и умеет перевоплощаться.

Оглядываясь на романы П. Хайсмит, кинематограф регулярно возвращается к сюжетам о мистере Рипли и его специфической «талантливости». Мошенника Тома Рипли играли Д. Хоппер и Дж. Малкович, фильмы о нём снимали Р. Клеман, В. Вэндерс и Л. Кавани. Сериал 2024 года (Netflix) с Э. Скоттом в главной роли снова вернул нас к темам этой адаптационной вселенной.

Строя свои аферы на манипуляциях другими людьми и собственной идентичностью, герой Хайсмит помогает ставить вопросы о месте перформансов в социальной жизни, о их опасной и таинственной силе.  Как и зачем играть другого (вживаясь или очуждая образ)? Как играть самого себя и не запутаться между «я» и «не-я»? Как построить взаимодействие исполнителя со зрителями, а также зрителей между собой? Какие бывают роли-в-роли? Как управлять чувствами своих зрителей и атмосферой перформанса? В чём успех/неудача «представления себя» в повседневной жизни? Мы будем искать ответы на эти вопросы в пространстве между литературой и кино.

Приглашаем принять участие в круглом столе, организованном семинаром «Киноадаптация: аналитический практикум».

ССЫЛКА на предыдущий круглый стол (2024 года) https://discours.philol.msu.ru/archives/10187

ПРОГРАММА

Вступительное слово (к.ф.н. Рыбина П.Ю.)

Шайдарова Анастасия

 «Always the light»: ментальное и реальное пространство в киноадаптации С. Зеллиана

 Владимирова Дарья

Мистер Рипли и сговор: особенности взаимодействия в преступной команде

Логунова Анна

Эффект искренности: «Игра Рипли» Л. Кавани

Маркова Александра

Диалогические стратегии в киноадаптациях «Талантливый мистер Рипли» Э. Мингеллы и «На ярком солнце» Р. Клемана

Белкина Полина, Орешкина Влада

 Выбор языка как инструмент игры в киноадаптации “Американский друг” В. Вендерса

Дискуссанты: А. Полтаева, Т. Чибристова, А. Плешакова, О. Поздеева, П. Левина, Г. Остробородова, Е. Харитонова, Ю. Григорьева, У. Яковлева, Е. Орлова, В. Пичугина

Афиша: П. Левина, Т. Чибристова

Видео: О. Поздеева

Реклама: Е. Орлова