Курсы и программы

На этой странице представлен список курсов четырех семестров магистерской программы кафедры. В четвертом семестре магистранты проходят краткосрочные курсы в течение 4 недель (24 ч.), сдают государственный экзамен и защищают диссертацию.

Первый семестр
Второй семестр
Третий семестр
Четвертый семестр

Практика

Курсы первого семестра

«Транснациональные процессы в современной словесности»
д.ф.н., проф. Татьяна Дмитриевна Венедиктова
, к.ф.н. Анна Валерьевна Швец

Курс позволяет освоить сумму теоретических представлений о транснациональных процессах в современной словесности. Обсуждаются следующие проблемные категории: исторически меняющиеся “картины мира”; имперская культура и колонизация; нация и национализм как дискурсивные конструкты; коллективная память; литературная традиция и канон; культурный трансфер; глобальная аудитория и модели “мировой литературы”; теории и практики транскультурной коммуникации.

Форма отчётности — экзамен

«Текст как процесс: теория и практики трансмедийного переноса»
к.ф.н., доц. Андрей Владимирович Логутовк.ф.н., ст. преп. Полина Юрьевна Рыбина

Предметом данного курса является трансмедийный перенос из вербальных в аудиовизуальные медиа (и наоборот). В центре курса — такие понятия и категории, как медиум / медиа, код, информация, массовое, трансмедийные повествования. На занятиях рассматриваются разные подходы к изучению медиа: культурно-технологическая история медиа; теория интермедийности; теория адаптации; теории интертекстуальности и др.

Форма отчётности — экзамен

«Методы нарратологии в анализе кинотекста»
ст. преп. Полина Юрьевна Рыбина
Программа курса

Ключевые инструменты структуралистской нарратологии применимы не только к словесному, но и к трансмедийному повествованию, – что мы рассмотрим на примере кино. В курсе обсуждаются основные проблемные поля современной нарратологии: сюжетность, повествовательный акт, нарративный интерес адресата, темпоральность, структура персонажа, точка зрения. Мы сосредоточимся на аудиовизуальных аспектах кинотекста (мизансцена, монтаж, работы камеры, звук) в их нарративной функции, способности разнообразно воздействовать на зрителя

Форма отчетности — зачёт

«Коды культуры: от лексикографии к коммуникативным практикам»
ст. преп. Ирина Владимировна Захаренко

Программа курса

Предметом данного курса является изучение национально-культурной специфики языкового сознания, речевой деятельности в свете лингво-когнитивного и лингвокультурологического подходов, позволяющих выявить способы, которыми язык воплощает в своих единицах, хранит и транслирует культуру. В фокусе рассмотрения — единицы языка, хранящие и транслирующие культурные смыслы, «моделирующие» фрагменты национальной картины мира, а также «воплощение» конструируемой модели в коммуникативных практиках.

Форма отчетности — зачёт

«Перевод в системе культуры»
к.ф.н., доц. Александра Леонидовна Борисенко

Программа курса

У каждой эпохи и культуры — свои представления о том, каким должен быть перевод, свои споры и достижения. Спецкурс предлагает выйти за рамки привычных переводческих установок и критериев, рассмотреть собственные читательские ожидания в более широком контексте. Спецкурс затрагивает как глобальные, философские и исторические, так и частные проблемы художественного перевода. Каждая тема изучается на конкретных примерах (требуется знание английского языка).

Форма отчётности — экзамен

«Словарь и грамматика лингвокультуры: актуальные формы востребованности»
д.ф.н., проф. Виктория Владимировна Красных

Программа курса

Предмет курса — лингвокультурология как наука о «живодействующей связи языка и культуры» (В.Н. Телия) и лингвокультура, воплощенная и закрепленная в знаках языка и проявляющаяся в речевых процессах. В фокусе внимания — национально-культурная специфика языкового сознания, речевой деятельности и коммуникации, предопределяющая специфику национально-культурной составляющей дискурса. Курс знакомит с новым, кристаллизующимся направлением исследований — психолингвокультурологией.

Форма отчётности — экзамен

«Феномен “популярного” в литературе и культуре: читатели и публики»
к.ф.н., преп. Артем Александрович Зубов
Программа курса

Термин «популярная литература» призван обозначить плюрализм современной культуры: существование множества канонов, авторитетных мнений и критериев оценки. Курс предлагает взглянуть на литературу как на социальный институт и разобраться в том, какую роль в литературном производстве играют критик, издатель, переводчик, читатель и автор; как меняется статус текста и его интерпретация в зависимости от способа распространения (в виде книги, журнальной публикации или в Интернете).

Форма отчетности — зачёт.

Курсы второго семестра

«Современный политический дискурс: от официоза до улицы»
д.ф.н., проф. Дмитрий Борисович Гудков

Программа курса

Курс посвящен особенностям современного русского политического дискурса. Особое внимание уделяется формальным и содержательным особенностям его «низовых» жанров (полемика в Интернете, политические демотиваторы, уличные транспаранты и др.). Рассматриваются базовые концепты политического дискурса, нарративные стратегии и тактики, особенности концептуальных метафор в указанном дискурсе.

Форма отчетности — зачёт.

«Теории идентичности в анализе художественного текста» (на англ. яз.)
проф. Диана Осиповна Немец-Игнашева, PhD

Программа курса

Вопрос об идентичности творящего субъекта и о восприятии его деятельности другими возник в античности и продолжает занимать гуманитариев по сей день. На протяжении ХХ века вырабатывались социально-политические и философские теории идентичности и инаковости, тесно связанные с новыми теориями литературы. Рост социальной и культурной мобильности, интенсификация обмена интеллектуальными традициями обостряют интерес к этой проблематике. Данный курс будет особенно интересен филологам, занимающимся межкультурными и междисциплинарными исследованиями.

Форма отчётности — экзамен.

«Звук и дискурс»
к.ф.н., доц. Андрей Владимирович Логутов

Программа курса

Курс представляет из себя введение в звуковые исследования (sound studies). В его рамках обсуждаются современные подходы к звуковой проблематике, история и теория звуковых медиа, а также разнообразные жанры звуковой продукции (песня, аудиокнига, радиоспектакль и устный текст вообще).

Форма отчетности — зачёт.

«Методы анализа поликодового текста»
проф. Диана Осиповна Немец-Игнашева, PhDк.ф.н., ст. преп. Екатерина Анатольевна Калинина

Форма отчетности — зачёт.

«Прагматика литературного текста»
д.ф.н., проф. Татьяна Дмитриевна Венедиктова
Программа курса

Курс позволяет освоить сумму современных теоретических представлений о литературном тексте как о сложно устроенном взаимодействии, о среде и процессе коммуникации. Обсуждаются следующие проблемные категории: адресант (автор) и адресат (читатель), контекст (внутренний и внешний), медиум (печатной книги), эстетический эффект, культурные функции литературного текста, исторически изменчивые способы его социального «использования».

Форма отчётности — экзамен.

«Учебно-производственная практика
по международной академической коммуникации»
проф. Диана Осиповна Немец-Игнашева, PhD
Программа практики

Курсы третьего семестра

«Проблемы теории дискурса и коммуникации (методологический семинар)»
к.ф.н., доц. Андрей Владимирович Логутов
, к.ф.н., ст. преп. Полина Юрьевна Рыбина
Программа курса

В режиме еженедельных дискуссий прорабатываются вопросы исследовательской методологии. Проблематика семинара определяется направленностью интересов и тематикой курсовых работ, выполняемых магистрантами.

Форма отчетности — зачёт.

«Фотография — память — текст»
к.ф.н., ст. преп. Екатерина Анатольевна Калинина

Программа курса

Курс «Фотография — память — текст» обращен к целому ряду современных гуманитарных дисциплин, таких как история и теория медиа, visual studies, memory studies, сравнительное литературоведение. Основной предмет исследования в рамках данного курса – взаимоотношения вербального и визуального в «памятном» тексте. В фокусе внимания — обращение писателей ХХ века к фотографическому изображению с его специфической структурой и закрепленными за ним смыслами с целью создания пространства памяти в художественном тексте. Произведения  И.Бунина, И.Бродского, В.Г.Зебальда, Ж.Перека, Э.Гибера рассматриваются на семинарах в контексте философии фотографии, анализ художественного текста учитывает исследования современных психологов и искусствоведов, отмечающих «ностальгическую» природу фотографического снимка, его привязанность к воспоминанию.

Форма отчётности — экзамен.

«Социопсихолингвистические методы анализа текста» 
д.ф.н., проф. Виктория Владимировна Красных

Программа курса

Предметом данного курса являются языковое сознание, формирующееся в процессе социализации, и спонтанная, живая, естественная коммуникация, в которой языковое сознание, с одной стороны, формируется, с другой — проявляется. И языковое сознание, и коммуникация рассматриваются с позиций психолингвистики как теории речевой деятельности (понимаемой в самом широком смысле). Курс призван актуализировать знания слушателей о существующих исследованиях сознания и коммуникации и сформировать представления о данных феноменах в психолингвистическом аспекте.

Форма отчётности — экзамен.

«Литература на экране: современные исследования киноадаптации» 
к.ф.н., ст. преп. Полина Юрьевна Рыбина

Программа курса

В рамках курса мы будем обсуждать современные адаптационные практики, помещая в фокус внимания киноадаптации литературных текстов. Перед участниками семинара стоит двойная задача. Во-первых, анализ существующий теоретических подходов к исследованию адаптаций, соотнесение их со своими непосредственными зрительскими впечатлениями. Во-вторых, знакомство с обширным, требующим систематизации материалом – конкретными фильмами (как имеющими высокий статус в кинокультуре, так и новыми, «свежими» кинопрочтениями романов / пьес / поэтических текстов).

Форма отчётности — экзамен.

«Жанры академического письма: практикум» 
к.ф.н., преп. Артем Александрович Зубов
, к.ф.н. Анна Валерьевна Швец
Программа курса

Задача практикума — познакомить с особенностями академических жанров: аннотации, реферата, аналитического обзора, сообщения о научном событии (конференции) и в целом  со способами аналитической обработки научных текстов. «Знакомство» должно увенчаться зачетным выполнением соответствующего вида работы.

Форма отчетности — зачёт.

«Рецепция художественного текста»
к.ф.н., преп. Артем Александрович Зубов

Программа курса

В рамках курса магистранты познакомятся с представлениями о литературе как социальном институте, включенном в широкое поле культурного производства; о литературе как системе взаимодействия различных агентов литературного процесса, каналов трансляции информации и дискурсивных практик; о литературе как исторически изменчивой иерархической конструкции; о жанрах популярной литературы как сложной системе связей и взаимозависимостей условий производства и рецепции.

Форма отчётности — экзамен.

«Текст как зримый объект»
к.ф.н. Анна Валерьевна Швец

В рамках курса рассматриваются тексты, семиотическая матрица которых вбирает визуальные знаки или структурирована при помощи визуальной композиции. Обсуждаются подходы к осмыслению и анализу визуального текста (формалистический, когнитивистский, медиологический). Упор делается на историчности визуальных форм репрезентации смысла и их связи с медиа-технологическим ландшафтом.

Форма отчетности — зачёт.

Курсы четвёртого семестра (интенсив для подготовки к ГИА)

«Анализ дискурса: цели и средства»
д.ф.н., проф. Татьяна Дмитриевна Венедиктова, к.ф.н., преп. Артем Александрович Зубов
Программа курса

Форма отчетности — зачёт.

«Медиология»
к.ф.н., доц. Андрей Владимирович Логутов ,к.ф.н., ст. преп. Полина Юрьевна Рыбинак.ф.н., ст. преп. Екатерина Анатольевна Калинина
Программа курса

Форма отчетности — зачёт.

«Проблемы теории дискурса и коммуникации»
к.ф.н., доц. Андрей Владимирович Логутов ,к.ф.н., ст. преп. Полина Юрьевна Рыбина

Форма отчетности — зачёт.

«Высказывание в контексте: языковые проявления власти и социокультурной принадлежности»
д.ф.н., проф. Виктория Владимировна Красныхд.ф.н., проф. Дмитрий Борисович Гудковст. преп. Ирина Владимировна Захаренко
Программа курса

Форма отчетности — зачёт.

Контакты

Татьяна Дмитриевна Венедиктова
Доктор филологических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова,
Заведующая кафедрой Общей теории словесности

E-mail: tvenediktova@mail.ru
Александра Леонидовна Борисенко
Кандидат филологических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова,
кафедра Общей теории словесности

E-mail: alexandra.borisenko@gmail.com
Дмитрий Борисович Гудков
Доктор филологических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова,
кафедра Русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов

E-mail: dmi-gudkov@rambler.ru
Ирина Владимировна Захаренко
Старший преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова,
кафедра Общей теории словесности

E-mail: zakharenk.irina@yandex.ru
Артем Александрович Зубов
Кандидат филологических наук, преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова,
кафедра Общей теории словесности

E-mail: artem_zubov@mail.ru
Екатерина Анатольевна Калинина
Кандидат филологических наук, преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносов,
кафедра Общей теории словесности
E-mail: kalininakatia@gmail.com
Виктория Владимировна Красных
Доктор филологических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
кафедра Общей теории словесности
E-mail: victoryvk@gmail.com
Андрей Владимирович Логутов
Кандидат филологических наук,доцент МГУ имени М.В. Ломоносова
кафедра Общей теории словесности

E-mail: logutow@mail.ru
Диана Осиповна Немек-Игнашев
Доктор филологических наук, PhD, University of Chicago, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
кафедра общей теории словесности
Class of 1941 Professor of Russian and the Liberal Arts, Carleton College, USA

E-mail: dignashe3@mail.ru
Полина Юрьевна Рыбина
Кандидат филологических наук, старший преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова,
кафедра общей теории словесности
E-mail: rybina_polina@mail.ru
Анна Валерьевна Швец
Кандидат филологических наук, секретарь кафедры,
кафедра общей теории словесности
E-mail: ananke2009@mail.ru
По общим вопросам:  philol.discours@gmail.com