Анатолий Корчинский (РГГУ) о встрече с Павлом Арсеньевым

22 мая на кафедре общей теории словесности состоялась встреча с Павлом Арсеньевым, поэтом и главным редактором журнала “Трнанслит”.

Комментарий участника встречи Анатолия Корчинского (РГГУ):

Боль гуманитарных наук (не только литературоведения) – понятие контекста. Некоторые социологи предлагают его вообще упразднить, так как с их точки зрения “нет ничего кроме/вне контекста”, а само это понятие со временем стало означать только одно: “контекст” – это то, в чём филолог/историк/культуролог, изучающий “текст”, довольно слабо разбирается и, в общем, не хочет разбираться (сюда идут и “опыт”, и “среда”, и “практика”, и “идеология”, и медиумы, и социально-экономические процессы, и всё, что угодно). А тут – стройная и радикальная теория контекста. Даже пресловутый неоформализм начинает “работать”, и по-новому, а не превращается в очередной повод вспомнить хороших людей – Шкловского, Тынянова, Эйхенбаума и др., как часто бывает. Мне, кстати, теоретический жест Павла и его товарищей очень напоминает то, что говорит С.Н. Зенкин про энергетический коммуникативный мимесис (наверное, его стоило бы переименовать в “материально-медиальный”). Его теория, если вспомнить книжку про сакральное и другие его – по сути, антропологические – опыты о мимесисе, сложнее и своеобразнее, но направление мысли схоже (у Павла, впрочем, очень подкупает последовательный историзм в рассмотрении “сцеплений” текста с медиальным контекстом). И, между прочим, и в том, и в другом случае можно видеть схожие дефициты. Например, резкое противопоставление “семиозиса” и “медиума”/”мимесиса”, “содержания”/”материала” и “формы”, которые фактически исключают друг друга, несмотря на успокаивающие оговорки докладчиков, что “содержание” они любят не меньше “формы” и вовсе его не отрицают. При этом центральный вопрос нашего филологического “золотого века” – 1910-20-х гг. – вновь остается даже не поставленным: как сделано “содержание”? От его решения будет зависеть понимание того, что оно, это содержание, собственно, есть, и как вследствие этого мыслить форму. Об этом говорили умные критики формалистов вроде Волошинова-Медведева-Бахтина – еще до того, как “идейное содержание” навязло на зубах и герменевтически понятая семиотика захватила все позиции в гуманитаристике. А ведь материально-чувственный опыт, за который ратуют ребята, это в общем, тоже в каком-то смысле “содержание” произведения! Отсюда оговорка про французское sens. И вот – где находится это содержание, где его место, каким образом можно говорить о “содержательности формы” и “формах содержания”, о которых медиологи тоже пытаются говорить?

«Герой нашего времени»: лидеры общественного мнения и их культы в эпоху (пост)модерности

Редакция журнала «Новое литературное обозрение» и Европейский университет в Санкт-Петербурге проводят третью международную конференцию в рамках совместной программы «Антропологизация гуманитарных и социальных наук». Партнерами проекта в этом году стали Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону) и Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова (Москва).

1–3 июня 2018 года

Библиотека им. Н.А. Некрасова, 5-й этаж (конференц-зал и аудитория 502)
Москва, ул. Бауманская, 58/25, стр. 14
Вход свободный, по предварительной регистрации

Важнейшим компонентом европейского Нового времени было возникновение секулярной культуры, отстаивающей право на автономию личности от диктата церкви и государства. Складывание институтов гражданского общества сопровождалось появлением феномена светских публичных фигур: «лидеров общественного мнения», «властителей дум», «национальных героев». В русской традиции, с легкой руки М.Ю. Лермонтова, закрепилось выражение «герой нашего времени». Речь идет о социокультурных типах личности, которые становятся символом для целого поколения (или нескольких поколений), во многом определяя этические, эстетические и поведенческие нормы и практики эпохи. Эти новые культурные герои успешно конкурируют с традиционной иерархией авторитетов, с течением времени заметно подрывая символический капитал монархов и святых. В ряду таких культовых персонажей можно обнаружить полководцев (Наполеон Бонапарт, адмирал Нельсон, маршал Жуков), революционеров (Робеспьер, Гарибальди, Ленин, Че Гевара), литераторов (Вольтер, Байрон, Пушкин), общественных деятелей (Чернышевский, Керенский, Сахаров), законодателей мод (мадам Рекамье, Джордж Браммел, Оскар Уайльд), ученых (Пастер, Эдисон, Эйнштейн), бизнесменов (Руперт Мердок, Билл Гейтс) и даже вымышленных художественных персонажей (Вертер, д’Артаньян, Печорин, Гарри Поттер). В XX и XXI веке «властителями дум» становятся также политики-популисты, диктаторы, спортсмены, кинодивы, модели, разнообразные медийные фигуры.

На конференции предполагается обсудить следующие вопросы:

  • Какие социальные механизмы (или идеологические лакуны) порождают подобный персонифицированный институт общественного мнения в последние три-четыре века?
  • Как происходит формирование и институционализация культовой личности в конкретную эпоху?
  • Благодаря каким качествам эти культурные герои становятся проекцией коллективных надежд, страхов, фрустраций, а также самоидентификации современников?
  • Как быстро и каким образом происходит смена культурных героев в разные периоды?
  • Каковы сходства и различия «властителей дум» в разных национальных контекстах?
  • Каковы причины периодической реактуализации «героев старого времени»?

Расписание, информация об участниках и тезисы докладов — на сайте «НЛО».

Рабочие языки конференции — русский, английский (без перевода на русский язык).

По вопросам освещения конференции в СМИ вы можете написать Александру Суслову: alexandersuslov@nlo.magazine.ru